Иностранцы выселяют одесских студентов из общежитий

Специалисты говорят, что выгодней строить новые корпуса, чем ремонтировать старые, однако для этого нет земельных участков.

В таких условиях живут наши студенты. Фото: Максим Войтенко

Накануне учебного года иногородние студенты спешат поселиться в общежития вузов, в которые поступили. Большинство общежитий находятся в корпусах советской постройки, при этом холодные комнаты и протекающие крыши – далеко не все "преимущества" ветхих сооружений. С каждым годом старый фонд становится все более запущенным, ведь денег, которые выделяет государство, хватает только на то, чтобы покрасить стены.
 
Подселяют семьи и гастарбайтеров
 
Студенческий городок Морского университета встречает студентов "наливайкой", которая разместилась прямо у входа в корпуса. Но не только по этой "достопримечательности" ребята оценивают, где и как им придется жить ближайшие полгода. Пол в узких коридорах-пеналах проседает под ногами и скрипит. На кухнях с ржавой сантехникой интерьер дополняют зияющие в стенах дыры. А последний этаж пока весь в покраске и побелке. Несмотря на то, что до начала учебного года осталось меньше недели, ремонтные работы здесь в полном разгаре. В администрации вуза нас заверили, что на днях приведут в порядок помещения. А неофициально намекнули: мол, пока выбивали средства у жильцов, ремонт затянулся.
 
Чтобы отреставрировать советские постройки, нужны немалые средства, а государство их не выделяет.
– Проблему можно решить, обязав студентов оплачивать капитальный ремонт, но сейчас этого не разрешает закон, – говорит председатель областного совета ректоров Сергей Степаненко. – Пожалуй, это один из самых действенных методов изменения финансового положения, в которое поставили вузы.
 
Впрочем, как говорят учащиеся, в некоторых институтах администрация все же требует у своих жильцов деньги за ремонт.
 
Ремонт оплачивают иностранцы
 
Студентам, которые делают ремонт за свой счет, как правило, обещают закрепить за ними жилье на пять лет. Однако на практике оказывается иначе. Так, ребята, отремонтировав свои комнаты в общежитии на Балковской, вынуждены были освободить помещение.
 
– Мы годами создавали уют, завезли свою мебель, а теперь придется переезжать туда, где на потолках растут грибы, а на 80 человек один душ и два туалета, – сетует третьекурсница Татьяна Морозова. – Однако комендант была непоколебима: дескать, "вы платите не за комнату, а за койко-место".
 
Студенты говорят: первый этаж уже сдали под кафе, а в освободившиеся комнаты селят тех, кто больше заплатит. Причем в комнатах зачастую ютятся по трое-четверо человек, а еще за отдельную плату к студентам подселяют гастарбайтеров.
 
– У нас в апартаментах площадью 30 "квадратов" обитали девять человек одновременно, не считая тараканов и крыс, – рассказывает студент Георгий. – Причем, так как это были иностранцы, за проживание с них взяли в два раза больше. Медин, к примеру, за их счет поддерживает корпуса в приличном состоянии.
 
По всему городу комнаты сдают супружеским парам и даже семьям с маленькими детьми. Учащиеся говорят: "договориться" с комендантами стоит 200 долларов. На это им отвечают: нормами студенческого кодекса не запрещено поселять посторонних в студенческие хостелы, если те также являются учащимися.
 
– Цена для студентов вуза не должна превышать 40% от стипендии, но это правило не всегда соблюдается, а иностранцы и семейные пары платят за проживание на порядок больше, – говорит правозащитник Юрий Никитин.
 
В свою очередь Сергей Степаненко отмечает, что практика поселения людей, не имеющих отношения к вузу, решается на уровне каждого студгородка.
– Такое допускается по взаимному согласию администрации и студенческого профкома, если это не ущемляет права самих студентов, – утверждает он.
 
Нет земли под новые общаги
 
Активист организации "Демократический Альянс" Кирилл Филимонов, который занимается мониторингом общежитий, отмечает: студенческим городкам необходима комплексная программа возрождения.
 
– Вместе с экспертами мы подсчитали, что экономически выгодней построить новые корпуса, чем из года в год латать дыры старого фонда, – отмечает Филимонов. – Однако когда мы стали обговаривать предложение с чиновниками, оказалось, что идею практически невозможно реализовать.
 
Сергей Степаненко считает, что в этом случае нужен инвестор и заинтересованность со стороны администрации вуза. А главное – новые корпуса возводить попросту негде.
 
– Большинство одесских вузов находятся в центре, – говорит председатель областного совета ректоров. – Однако здесь не осталось подходящих земельных участков под застройку. Ведь для того чтобы выстроить студенческий городок на 15-20 тысяч жильцов, нужна площадь внушительных размеров. Единственный выход – строить за пределами города, но это неудобно для учащихся.
 
КОНКРЕТНО
 
Бюджетникам проживание в общежитии обойдется не более 250 гривен в месяц, и еще от 50 до 100 гривен придется положить сверху тем, кто учится на контракте. В целом сумма не превысит 1500-2000 гривен за семестр. При этом студентам многих вузов следует приготовиться к дополнительным платежам. К примеру, от 300 гривен могут потребовать за ремонт, за информационные услуги – от 200 гривен, еще 50 – за использование электрочайника или кофеварки. За поселение в хорошую комнату некоторым первокурсникам, возможно, придется выложить от 500 до 1000 гривен. Необязательный взнос – от 40 до 100 гривен за подключение Интернета.