Позавчера ушел из жизни великий Лучано Паваротти. В номере от 7 сентября «Комсомолка» написала об этой для всего мира невосполнимой утрате. Из наших соотечественников самые теплые и дружеские отношения с маэстро Паваротти поддерживал Владимир Гришко. Владимир Данилович согласился побеседовать с корреспондентом «КП».
- Я до сих пор не верю, что он умер. Он просто заснул, его голос погрузился в мир снов, - такими словами встретил нас певец, на глазах которого блестели слезы.
- Владимир Данилович, как вы познакомились с Лучано Паваротти?
- В 1995-м я выступал в «Метрополитен-опера». Там в это время пел и Паваротти. Не секрет, что по внешнему виду человека можно определить, какой у него голос. Еще до того, как нас с маэстро представили друг другу, он определил, что я тенор. Несколько раз мы даже делили с ним одну гримерную! Во время всех его концертов я стоял за кулисами и ловил каждый жест, наблюдал за манерой, техникой Паваротти. Вообще все мы, кому посчастливилось стоять на одной сцене с этим гением, были словно рыбки, окружившие огромного кита. Он служил для нас защитой от всяческих «акул», являлся наставником и эталоном оперного мастерства.
- Наверняка у такого мэтра, как Паваротти, имелись свои секреты. Делился ли он знаниями со своими коллегами?
- Как-то, подозвав меня за кулисами, он показал сначала на горло, а потом на голову и сказал по-итальянски: «Владимир, думать нужно головой». Я очень удивился и не мог понять, что маэстро имел в виду. Но потом он мне сам все объяснил. Однако я не имею права раскрывать вам секрет мастерства гения, его я передам своим ученикам. Скажу только одно: Паваротти использовал некий феномен природы, который и помог ему добиться таких высот.
- Когда вы в последний раз с ним виделись?
- В 2005 году Лучано Паваротти побывал с первым и единственным официальным визитом в Украине. Я везде его сопровождал. Мы вместе спели на киевской сцене Дворца «Украина». Когда я провожал взглядом улетающий самолет маэстро, у меня вдруг перехватило дыхание, и я почему-то подумал, что он больше никогда не посетит украинскую землю. Но я даже не мог себе представить, что он может так скоро навсегда нас покинуть…