О картине написано много статей и сняты документальные фильмы. Но нам все же удалось раскопать малоизвестные до сих пор подробности. В том числе и взятое несколько лет назад и не опубликованное тогда интервью режиссера.
- Татьяна Михайловна, как вам заказали фильм "Семнадцать мгновений весны"?
- Мне не заказывали: я захотела - я и поставила. Даже отбила уже проданный на "Ленфильм" сценарий. Заставила Юлиана Семенова вернуть "Ленфильму" гонорар и передать сценарий на Киностудию им. Горького. Переписывала сценарий, сидела по 18 часов, работала, не получив за это ни копейки (на съемках между режиссером и автором сценария возник конфликт: Татьяна Михайловна считала, что ее нужно указать в титрах соавтором сценария, так как она придумала многие сюжетные ходы и эпизоды. Писатель настаивал, что единственный автор - он. Это рассорило авторов фильма на всю жизнь. - Ред.). Год сидела в архивах, просмотрела всю военную хронику.
Секрет фильма в том, что он - о наших потерях, о страшной цене войны. А вовсе не в красавце Штирлице. Хотя и без красавца мы не могли обойтись. Я сразу понимала, что большая часть аудитории у телевизора - зрительницы. Нужно было найти того исполнителя, который будоражил бы их сердца. И появился Слава Тихонов, которого я знала еще по учебе.
|
Мне с самого начала нужно было сделать так, чтобы в этом человеке, закованном в немецкую форму, открыть для нас, для русских, что-то человеческое.
И вот тогда появилась у меня старуха, фрау Заурих, которая гадала в кабачке, в который штандартенфюрер заходил. Юлиана (Семенова. - Ред.) не интересовало, почему Штирлиц заходил в этот кабачок. А меня интересовало. И тогда я до деталей продумала встречу с женой. Встречу глазами… Это заставляло его туда приходить. И появилась женщина Габи, которая ему нравилась, которая тоже очеловечила его образ…
…Помню первую реакцию на фильм. Первый просмотр материала - еще ни музыки нету, ни шумов. В большом зале Киностудии Горького собрались люди. Те разведчики, которые помогали мне, позвали своих друзей. Начинаются первые кадры. Штирлиц идет по лесочку, смотрит на небо - летят птицы. И вдруг вижу - весь зал становится белым, у всех из карманов лезут белые платки!
Я только потом осознала такую реакцию. Хотя, наверное, думала о ней, когда придумывала птиц. Птица свободна: захотела и улетела. А ты, разведчик, сидишь и делаешь свое дело, ждет тебя смерть или маленькая победа, но ты никуда отсюда не улетишь!
…Тем страшнее мне стало, когда первый раз я поехала в Германию отбирать натуру. Что меня убило - в Москве очень плохо было с тюлем, как и со всем, впрочем. А мы едем с аэродрома в машине, и я вижу огромное количество новых коттеджей. И что ни коттедж, то в каждом окне новые тюлевые шторы разных узоров. Боже мой, а мы-то голодаем, бедствуем, тряпку на окна негде взять. А те, которых мы победили, вон, оказывается, как живут...
|
- А принимал фильм Андропов?
- Нет. Принимал фильм Семен Цвигун (первый зампред КГБ СССР. - Ред.). Андропов фильм видел, только когда он уже был сделан. И было два замечания. Андропов попросил поменять некоторые фамилии. И вставить в фильм кадры, где бы был показан рабочий класс Германии.
- А почему некоторых актеров переозвучили?
- Были переозвучены только немецкие артисты, плохо говорившие по-русски. Бормана играл Юрий Визбор. Ему вставили тампоны в нос, а мундир прокладывали поролоном, чтобы сделать героя мрачным, большим. Голос у Визбора был высоким, не подходил для образа. Его героя озвучил Соловьев из Театра киноактера.
|
ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ
По первоначальной задумке в кафе Elefant Штирлиц должен был встретить жену с сыном. Сняли этот вариант. У мальчика в руках была игрушка - клоун с металлическими тарелочками. Одна из тарелочек отвалилась. Штирлиц незаметно подобрал ее и сделал брелок. Понимая, что в этой сцене все внимание зрителей будет обращено на ребенка, режиссер Татьяна Лиознова изменила сценарий. Сцену сняли без ребенка, а брелок так и остался в кадре - в других сериях Штирлиц несколько раз вертит его в руках.
- На съемках надо было показывать руки Вячеслава Тихонова крупным планом. Но у него на руке была наколка "Слава". Поэтому в кадре мои руки, - рассказал нам художник Феликс Ростоцкий. - Еще у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк. Поэтому я писал за Плейшнера все телеграммы.
"Мерседес" Штирлица почти не ехал сам, его приходилось толкать. Всем было смешно. Тихонову приходилось просить не смешить его, иначе он не мог сосредоточиться.
Сцена совещания у Шелленберга, когда шеф СС гневно отчитывает подчиненных, - немая. Но во время съемок, которые проходили далеко за полночь, какой-то текст произносить было нужно. Тогда Олег Табаков сымпровизировал: "Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трех ночи, пора уже этому положить конец!"
Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги - все голубоглазые блондины. А на роль немецких офицеров директор картины Ефим Лебединский приглашал своих многочисленных родственников и знакомых. Консультант картины, "чекист" Семен Цвигун по этому поводу однажды поинтересовался: "У нас фильм про немецкую армию или про израильскую?"
Обратите внимание: у всех нацистов в характеристиках есть фраза: "Связей, порочащих его, не имел". Только у Штирлица иначе: "В связях, порочащих его, замечен не был".
|
КСТАТИ
Гонорары у киностудии пришлось отсуживать
Воспоминаниями об этом с нами поделился звукорежиссер Леонард Бухов:
- В это трудно поверить, но, несмотря на огромный успех нашей картины, киноначальники пытались нас прижать, недодать нам за хорошо сделанную работу!
В то время система оплаты была такой: все творческие работники и основная съемочная группа во время съемок получали зарплату, а по окончании картины - постановочное вознаграждение (сумма зависела от качества картины и присвоенной ей категории). Если картина была многосерийной, то за первую серию платили сто процентов постановочных, а за все последующие серии - 50 процентов.
Фильм "Семнадцать мгновений весны" делался Киностудией имени Горького по заказу Гостелерадио, и Госкино включило его в план студии. По сценарию предполагалось снять 11 серий, но по просьбе руководства телевидения, увидевшего, что фильм явно будет интересный, была сделана и 12-я серия.
Когда пришло время платить, то телевидение перечислило на Киностудию имени Горького деньги за все 12 серий. Но студия отказалась выплатить группе постановочные за 12-ю серию, поскольку она была сделана сверх плана!
Лиозновой за 12-ю серию полагалось 4 тыс. руб. (по тем временам хватило бы на "Запорожец"), художнику - 1250 руб., оператору - 1250 руб., мне - 600 руб.
Возможно, нам не пожелали платить из-за одной истории, о которой мне рассказывали. Однажды на заседании Совета министров Косыгин задал вопрос председателю Госкино Ермашу: "Скажите, сколько режиссер получит за эту картину?" "Около 50 тысяч", -
ответил Ермаш. "Баловство это все!" - сказал Косыгин. И Госкино, наверное, приняло эти слова как руководство к действию.
…В итоге в 1975 году мы подали в суд на киностудию и выиграли. Деньги нам выплатили с помощью судебных приставов. А актеры - Тихонов, Плятт и Броневой - получили свои гонорары - тысячу рублей на всех - за эту серию лишь через несколько лет по приказу председателя Госкино.
|
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Телевизионный гардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира, фрака.