Днепропетровскому аэроклубу - 80

В его истории, как в зеркале, отразились все события - и радостные, и горестные - времен прошедших и нынешних.

Рождение

Днепропетровский аэроклуб был открыт в "крылатые" 1930-е, то есть время, когда десятки тысяч советских парней (да и немало девушек!) устремились в небо. В буквальном смысле! Массово шли записываться на курсы пилотов, планеристов, бесстрашно прыгали с парашютом (в парке Чкалова, к слову, самым "крутым" аттракционом была в то время парашютная вышка), мастерили авиамодели и т. д., и т. п.

Еще и после войны сотрудники Днепропетровского аэроклуба носили военную форму (1953 г.). Фото: личный архив Петра Динца

Правда, точной даты "появления на свет" аэроклуба в Днепропетровске сейчас уж никто и не припомнит. Сегодня известны лишь два документа, рассказывающих об этом событии. Датированы они 9-м и 18 августа 1933 года.

Первая дата стоит в протоколе собрания областного комитета содействия аэроклубу при Исполнительном комитете Днепропетровского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором и было решено организовать его.

Еще и после войны сотрудники Днепропетровского аэроклуба носили военную форму (1953 г.). Фото: личный архив Петра Динца

Вторая дата - время публикации об этом решении в областной газете "Зоря".

С уверенностью можно говорить лишь о том, что это точно произошло в августе 1933-го.

"Зеркало эпохи"

Первоначально летное поле аэроклуба размещалось на южной околице Днепропетровска - перекрестке нынешней улицы Космической и Запорожского шоссе. Затем недолго - у села Подгородное, а после войны и до наших дней - уже на северной окраине, у села Каменка (ныне поглощенного городом).

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) за несколько минут до своего рекордного вылета на Дальний Восток (Москва, 24 сентября 1938 г.). Фото: pyhalov.livejournal.com

- Также сегодня, наверняка, мало кто припомнит, что в особняке на углу Дзержинского и Крутогорной (где сейчас увеселительное заведение) до войны и после нее располагался наш аэроклуб, - рассказывает "КП" 83-летний Петр Динец.

Петр Семенович проработал в нем без малого 6 лет. Говорит, историю аэроклуба вполне можно назвать "зеркалом эпохи": практически все, что творилось тогда в стране, отразилось и на судьбах курсантов и сотрудников. То были как героические, так и трагические события.

Дважды Герой Советского Союза Анатолий Брандыс поступил в наш аэроклуб накануне войны, а выпускные "экзамены" сдавал уже в боях. И сдал на "отлично"! За что еще при жизни ему установили бюст (на проспекте "Правды"). Фото: www.erinnerung.dp.ua

Например, в черном 1937-м НКВД арестовал тогдашнего начальника Днепропетровского аэроклуба Зосиму Лантуха. Это был один из первых большевиков Екатеринославской губернии, в гражданскую командовал партизанской бригадой числом в 800 сабель.

Знаменитый на весь мир парашютист-рекордсмен Иван Федчишин учился, а затем и сам учил молодежь в Днепропетровском аэроклубе в 1937-38 и 1948-58 годах. Фото: www.borkodrom.ru
Достойная своего учителя Ивана Федчишина - Лидия Олефирова стала чемпионкой мира в 1958-м. Фото: www.pvgazeta.info

Старый коммунист не смог пережить такой несправедливости, и когда его вели на допрос, бросился в лестничный проем с верхних этажей (в старинных домах они ж были широченными). Зазевавшиеся конвоиры перехватить Зосиму Яковлевича не успели - разбился насмерть...

Лидия Ивановна даже после 70-ти не покинула небо. Правда, эти прыжки были уже в паре с инструктором. Фото: www.garazd.com.ua

Добрая весть - прямо с неба!

А в 1939-м Днепропетровскому аэроклубу присвоили имя знаменитой летчицы Полины Осипенко. Это, кстати, отдельная трогательная история.

Полина Денисовна, родившаяся в селе Новоспасовка под Бердянском, была одним из трех членов знаменитого женского экипажа самолета "Родина". На этом тяжелом бомбардировщике бесстрашные пилотессы Валентина Гризодубова (командир корабля, харьковчанка), Полина Осипенко (второй пилот) и Марина Раскова (штурман, москвичка) в конце сентября 1938 года установили мировой рекорд дальности беспосадочного перелета по прямой. Их маршрут проходил от Москвы до Дальнего Востока (за 26 часов 29 минут - 6.450 км, из них 5.908 км по прямой).

Так выглядит Днепропетровский авиационный спортивный клуб с высоты птичьего - а также человечьего! - полета. Фото: www.gliding.com.ua

В конце полета - на болотах неподалеку от Комсомольска-на-Амуре - им пришлось совершить вынужденную посадку. Радиосвязь с экипажем к тому времени исчезла, в результате полсотни самолетов, тысячи людей искали летчиц девять тревожных суток. За этой эпопеей с замиранием сердца следила вся страна, читая ежедневные сводки в газете "Правда".

Так выглядит Днепропетровский авиационный спортивный клуб с высоты птичьего - а также человечьего! - полета. Фото: www.gliding.com.ua

Когда же с Дальнего Востока, наконец, пришло известие: "Нашлись!", в Днепропетровском аэроклубе родилась оригинальнейшая идея, креативу которой наверняка позавидовали бы нынешние рекламисты и пиарщики. Наши парашютисты оперативно вылетели в Запорожскую область и там прыгнули прямо к дому матери Полины Осипенко - чтобы первыми сообщить старушке радостную весть!

Два десятка Героев Советского Союза

Незадолго перед войной Днепропетровский аэроклуб преобразовали в военную школу первоначального обучения летчиков, которых потом направляли в военные авиаучилища. Пилотов готовили в два потока, с отрывом от производства.

В Великую Отечественную войну многие воспитанники и сотрудники аэроклуба воевали на фронте. 16-ти из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их славные имена: Александр Дмитриевич АНИСКИН, Олег Степанович БЕЛИКОВ, Василий Антонович БУРМАКА, Александр Иович ВОЛОШИН, Павел Яковлевич ГУСЕНКО, Мария Ивановна ДОЛИНА, Василий Сергеевич КОНОБАЕВ, Анатолий Григорьевич ЛУКЬЯНОВ, Николай Калистратович ЛЫСЕНКО, Михаил Семенович МАЗАН, Иван Фомич МОТУЗ, Василий Яковлевич РЯБОШАПКА, Иван Леонтьевич СЕНАГИН, Андрей Васильевич ЧИРКОВ, Петр Иванович ШАВУРИН, Лев Львович ШЕСТАКОВ.

А еще двое - Анатолий Яковлевич БРАНДЫС и Георгий Михайлович ПАРШИН - были удостоены звезды Героя дважды!

После войны аэроклуб возобновил свою работу в 1947-м, его начальником был тогда летчик-фронтовик, подполковник Алексей Тимофеевич Лоскутов.

"Тогда все было по-другому"

Наш собеседник Петр Динец вспоминает о своих коллегах по аэроклубу с необычайной теплотой.

Некоторые старички-самолеты Днепропетровского аэроклуба и сегодня еще остаются в строю... Фото: www.reaa.ru

- Такого сейчас, к сожалению, нет: мы тогда просто горели - так стремились к знаниям, к каким-то созидательным свершениям, - говорит постаревший летчик. - Никаких пьянок или матерщины. А с каким уважением мы, послевоенные, смотрели на коллег-фронтовиков - на их шрамы, ожоги... Большинство наших ребят в перерывах между полетами усиленно занимались самообразованием, заочно учились. Друг у друга интересовались, кто что новенького прочитал: "А ну, давай всем рассказывай!" Или писали - просто так, для себя - диктанты. Популярной у нас была игра в "балду", из-за чего словарь иностранных слов в нашей библиотеке был затерт до дыр.

Некоторые старички-самолеты Днепропетровского аэроклуба и сегодня еще остаются в строю... Фото: www.reaa.ru

Даже в домино, смеется Петр Семенович, играли тогда с пользой:

- Один из наших командиров, майор Тарасюк, как-то сказал: зачем, мол, проигравшему по-глупому под стол лазить, кричать петухом и т. п. Пусть лучше "козлы" возьмут двухведерный бачок да польют деревья в только что посаженном возле аэродрома саду. И сад ого-го каким вымахал вскоре!

Спортивные подвиги

Кроме героев-воинов, Днепропетровский аэроклуб взрастил еще и множество рекордсменов, призеров и чемпионов СССР, Украины, Европы и мира - пилотов, парашютистов, планеристов и авиамоделистов.

Некоторые старички-самолеты Днепропетровского аэроклуба и сегодня еще остаются в строю... Фото: www.reaa.ru

- Мне посчастливилось познакомиться в нашем аэроклубе со знаменитым спортсменом-парашютистом Иваном Федчишиным, - продолжает Петр Динец. - В 1954 году во Франции он стал первым абсолютным чемпионом мира.

Правда, руководство Федчишина скрыло, что он в прошлом - летчик-фронтовик: Иван Антонович выступал под видом электрика Днепропетровского трубного завода им. Ленина.

Позже Федчишин рассказывал, как после победы на чемпионате его на руках внесли в помещение профсоюза электриков Франции, а их руководитель был так рад за коллегу, что чуть не расплакался, пожимая руку украинцу.

Некоторые старички-самолеты Днепропетровского аэроклуба и сегодня еще остаются в строю... Фото: www.reaa.ru

Вспоминает Петр Динец и славную ученицу Ивана Федчишина - также чемпионку мира Любовь Олефирову из Павлограда.

- Люба была такой худенькой, меньше 50-ти килограммов, - говорит Петр Семенович. - И помню, как однажды во время тренировочных прыжков ее понесло сильным ветром от нашего аэродрома в сторону Подгородного. Все тогда страшно переживали - на ее пути стоял склад ГСМ, и случиться могло всякое. Но, слава Богу, все завершилось благополучно.

Теперь "воюют" с безденежьем

В советские времена на базе клуба регулярно тренировались сборные СССР и Украины по планерному и парашютному спорту, другим авиационным видам, испытывалась новая планерная техника. А в наше время, оставшись без поддержки государства, Днепропетровскому авиационному спортивному клубу (это его нынешнее название) приходится туго. Но в нелегкой борьбе с материальными невзгодами наши земляки не сдаются: например, в 2007 году член ДАСК Людмила Земская установила два мировых рекорда и два рекорда Европы по классическому парашютизму!

...А это их молодые "собратья". Фото: www.reaa.ru