Граница для налички
Немало экспертов сходятся в том, что введения с 1 сентября ограничение НБУ наличных расчетов на сумму более 150 тыс. грн. приведет к дополнительным расходам покупателей. Ведь теперь покупатель уже не сможет отдать продавцу деньги наличными, а должен будет открыть счет в банке, внести туда нужную сумму и денежным переводом перечислить ее продавцу. Поскольку украинцы традиционно хранят деньги в американской валюте, а расчеты нужно осуществлять в гривне, за операцию обмена также нужно будет заплатить банку. Таким образом расходы покупателя возрастут - по разным оценкам, на 1-3% от стоимости приобретаемой квартиры.
Напомним, что постановление Нацбанка об ограничении наличных операций суммой в 150 тыс. гривен будет распространяться на расчеты наличными между физическими и юридическими лицами, а также физлицами между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному заверению.
Кстати, в Нацбанке на новшество возлагают большие надежды. Эффект от введения ограничений оценивается экспертами в 14-16 млрд гривен в год в виде дополнительной ликвидности для банков плюс 0,2% к росту ВВП.
Собственные авто станут еще недоступнее
Уже с 1 сентября автомобили в Украине могут подорожать - начиная с этой даты государство планирует взимать утилизационный сбор. Соответствующие законы были приняты еще в начале июля, а через месяц их подписал президент.
Документами запланировано, что сумма налога с автомобиля уплачивается с учетом базовой ставки и корректирующих коэффициентов, привязанных к объему двигателя и году выпуска авто. Например, при покупке новой иномарки с объемом двигателя 1 литр придется дополнительно заплатить 4730 грн., а с объемом 3-3,5 литра - 19 085 грн. Эксперты уже подсчитали, что в этом случае популярные легковушки-иномарки с объемом двигателя 1-2 л подорожают на 6-7 тыс. грн., а мощные внедорожники - на 30-35 тыс. грн.
Инициативу чиновников поддержали в Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром" и… поплатились за это. Отечественные автосборщики тоже будут платить с 1 сентября утилизационный сбор, если только не успеют к этому времени построить собственные утилизационные центры. Поскольку сделать это в такой короткий срок нереально, с началом осени подорожают не только импортные, но и отечественные авто.
Впрочем, на этом сюрпризы для автосборщиков не закончились. Неоднозначный закон об утилизационном сборе еще не вступил в силу, а Кабмин уже готовит в него изменения по поручению президента. Главных замечаний у главы государства два. Во-первых, принятый закон не предусматривает права иностранных производителей на освобождение от утильсбора, если они по примеру отечественных производителей построят в Украине свои утилизационные центры. Во-вторых, не прописаны гарантии владельцев машин, сдаваемых в утиль, на справедливое возмещение их стоимости.
Впрочем, эксперты отмечают, что если каждая компания, вместо того чтобы платить новый сбор, построит свой "утильцентр", который примется работать с европейской мощностью, то за год они утилизируют весь отечественный автопром.
- Президент считает, что должны платить все - и импортеры, и производители, - говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. - И мы будем следить, чтобы это поручение было выполнено и дискриминации не было!
А пока автоимпортеры предлагают отсрочить вступление в силу закона до 1 января 2014 года, чтобы избежать двойных стандартов при уплате сбора, и разрабатывают свой законопроект, который будет внесен на рассмотрение ВР уже 2 сентября. По словам Назаренко, документ предлагает снизить ставку налога с 5,5 тыс. грн. до 1 тыс. грн. на все автомобили без исключения. Полученные средства ассоциация планирует направлять не на решение экологических вопросов, а в бюджет.
Вредные привычки подорожют
С 1 сентября 2013 года все алкогольные напитки и табачные изделия будут маркироваться акцизными марками нового образца с трехуровневой защитой, в результате чего бутылка алкогольного напитка подорожает на 17 коп., а пачка сигарет - на 9 коп.
В Миндоходов напоминают, что размер платы за марки акцизного налога не увеличивался с 2008 года, хотя минимальная цена на водку за пять лет выросла в 2,2 раза (с 14 грн. 30,1 грн.), а на сигареты с фильтром - почти втрое.
Тем временем эксперты прогнозируют, что повышение акцизов на сигареты может значительно снизить количество курильщиков в стране. И приводят пример: начиная с 2008 года акциз на пачку сигарет вырос с 50 коп. до 4 грн., и за это время число курящих снизилось на 17 процентов. Как правило, первыми после подорожания от курения отказываются молодежь и небогатые люди.
Впрочем, таким оптимистичным прогнозам если и суждено сбыться, то не сейчас. С 1 сентября подорожание будет не столь существенным, чтобы наш человек отказался от сигареты и тем более от алкоголя. А вот законопроекты, предлагающие повысить акцизы на алкоголь и табачные изделия втрое и больше, в случае их принятия действительно заставят многих сильно призадуматься об отказе от собственных вредных привычек.
КСТАТИ
Информацию о том, что автопроизводители - мировые автоконцерны - возьмут расходы на уплату новых налогов на себя и потому авто не подорожают, эксперты называют слухами, не имеющими под собой никаких оснований.
В пресс-службе ВААИД нам рассказали, что Center Automotive Research из университета Дуйсбург-Эссена обнародовал данные по доналоговой прибыли крупнейших автоконцернов и поделил их на единицу продукции. При этом выяснилось, что прибыль на одном авто у мировых производителей сегодня, в посткризисное время, минимальна - 600-700 евро. Понятно, что с этой суммы украинские налоги никто компенсировать не будет.