И пока одни говорят о миллиардных убытках, другие уверяют, что на самом деле никакой войны нет, а украинцам специально подбрасывают всевозможные страшилки, дабы сорвать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.
Воюют или работают?
Не "торговой войной", а "профессиональной работой" назвал все происходящее неугомонный российский санврач Геннадий Онищенко. И многозначительно добавил, что имеет "конкретный длинный перечень претензий" к Украине.
Украинский премьер Николай Азаров также ничего из ряда вон выходящего не видит. Третий день премьер убеждает всех и вся: войны нет! Есть определенные сложности, связанные с образованием, структурированием и формализацией Таможенного союза, и у наших стран - "отличия в подходах".
А вот у министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта оказалось зрение получше. Оно-то и позволило министру разглядеть, что Россия ведет тихую необъявленную торговую войну с Украиной, о чем он и сообщил на своей странице в Twitter.
"Издевательство на высшем уровне"
Аналогичного мнения придерживается профессор российской Высшей школы экономики Алексей Портанский. Экономист полагает, что Москва уже осознала: нынешний Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси так и останется неполноценным и слабым, если в него не вольется Украина.
В своей статье "Издевательство на высшем уровне" Портанский отметил, что в практике торгово-экономических отношений России с другими странами аналога происходящему просто нет! Во-первых, раньше запреты касались ограниченного круга товаров, а во-вторых, тогда Россия еще не являлась членом ВТО и потому не была связана общепринятыми рамками международных норм и правил.
- Подобные дискриминационные меры неприемлемы по уставу ВТО, - соглашается исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Поэтому первое, что сейчас должна сделать Украина, - это собрать документы и подать их в Женеву.
По словам эксперта, полный запрет на экспорт в Россию может грозить украинской экономике еженедельными потерями в размере 1% ВВП. А наибольшие потери понесет малый и средний бизнес, у которого нет достаточного "запаса прочности". Задержки в несколько недель могут привести к тому, что небольшие компании будут вынуждены закрыться.
А вот к обещанному многими СМИ обвалу цен эксперт отнесся скептически. Устенко считает, что может произойти лишь незначительное снижение цен на некоторые продукты - не более того.
"Комсомолка" опросила экспертов и выяснила, как могут развиваться события в ближайшее время.
Путь 1, лояльный. Переговоры
Долгоиграющие переговоры в конце концов приведут к тому, что через несколько месяцев ситуация уляжется - по этому сценарию события развивались уже не раз и не два. Понятно, что убытки украинским производителям никто компенсировать не будет.
Самый мирный путь, да и тактика отлажена.
Нет никакой гарантии, что в ближайшее время все не повторится снова.
Путь 2, кардинальный. Контрмеры
Можно предпринять адекватные действия к российским производителям и запретить ввоз российских товаров на территорию нашей страны.
Освободятся ниши для реализации отечественной продукции на внутреннем рынке, что поможет нашим компаниям продержаться.
Конфликт углубится и усугубится.
Путь 3, почти фантастический. Жалоба
Эксперты не первый раз призывают подать жалобу в ВТО: ведь нам регулярно перекрывают экспорт, не имея на то никаких серьезных оснований. Однако тут же говорят, что это маловероятно - слишком уж боится наша страна осложнять отношения с "большим братом".
Это позволит наконец показать россиянам, что наша страна может отстаивать интересы отечественного производителя не хуже них. И тогда впредь интересы Украины будут хоть немного учитываться.
Открытой поддержки, которую могла бы получить в аналогичной ситуации любая другая европейская страна, мы, вероятнее всего, не дождемся.
Путь 4, долгосрочный. Поиск
Наконец осознав, что при всей своей доступности российский рынок для нас является достаточно рискованным, производители начнут искать другие рынки.
В перспективе перед нами открывается весь мир.
Поиск новых рынков - дело хлопотное и очень долгое. К тому же машиностроительная отрасль по-прежнему останется в зоне риска - переориентировать эту сферу на другие рынки маловероятно.
"Горячие" пункты пропуска
Наш опрос