Его "Окно в природу" открывалось на страницах нашей газеты долгие годы, с самого первого номера пятничной "толстушки".
Наш коллега, товарищ, друг и учитель. Любимый автор многомиллионной армии читателей "Комсомолки". Легендарный человек и вечный рыцарь журналистики…
Василий Михайлович ушел, но его книги и очерки, мир, отраженный им, останутся с нами навсегда.
У него хотелось учиться каждую минуту
Телеведущий Николай Дроздов в эфире Радио "КП" вспоминал своего коллегу по программе "В мире животных".
Для "Комсомольской правды" это, конечно, особо тяжелая потеря. И для меня, и для вас, и для всех замечательного такого человека потерять - это невосполнимая потеря. Просто большая, невосполнимая.
И, конечно, я с ним много лет общался и дружил по-настоящему, у нас была творческая дружба. Потому что нас объединяла природа. Он жил природой! Не просто изучал, он действительно жил проблемой взаимоотношений человека и природы.
Он понимает эти проблемы глубиной всей своей добрейшей и мудрейшей души. Все его книги, которые мне приходилось читать, - это же был такой еженедельный глоток свежего воздуха.
У меня мама собирала все вырезки его, пока была жива. У нас большие-большие пачки дома лежат. Он был любимым, конечно, журналистом всей нашей семьи. Но мы-то с ним работали.
Вели поочередно передачу "В мире животных", с 1977 по 1990 год - 13 лет. Этот период мы называем серебряным веком нашей передачи, когда два человека, такие разные - один - писатель-эколог, вот его определение точное, писатель-эколог. Хотя я бы в первую очередь поставил: собкор "Комсомольской правды", писатель-эколог. Он сам так формулировал свою роль в писательском стане. И вот его эти очерки замечательные для нас были действительно глотком свежего воздуха.
Я повторюсь. Мы с ним вели передачу 13 лет совместно. Можете себе представить: каждую передачу мы, таким образом, обсуждали вдвоем, но потом делили надвое. То есть вот это тебе, Коленька, а это вам, Василий Михайлович. Я к нему обращался на вы, Василий Михайлович. Он меня звал Коленька. Так очень по-отечески.
Разница в возрасте, конечно, не очень большая была, но все-таки его человеческая мудрость сразу ставила его на уровень учителя. И у него хотелось учиться каждую минуту. И мы его слушали всегда - я и редакторы, режиссер - с открытыми ушами, глазами. Почти с открытым ртом. Потому что у него всегда были мудрые мысли, мудрые оценки, глубокое проникновение.
|
Жизненный и творческий путь
Василий Песков родился 14 марта 1930 года в селе Орлово Воронежской области.Отец его был машинистом, мама - крестьянкой. Он окончил среднюю школу и строительный техникум.
Работал пионервожатым, шофером, киномехаником. В юности увлекся фотографированием природы.
В 1953 году начал работать в воронежской газете "Молодой коммунар" сначала фотографом.
В 1956 году перешел в "КП", где работал всю жизнь до последних дней. За эти годы он сделал сотни репортажей.
Главной темой Пескова всегда была природа: его рубрика "Окно в природу" - одна из самых старых в газете. И несмотря на то, что Василия Михайловича не стало, рубрика будет выходить: он оставил заметки, которые еще не публиковались.
Он также работал с 1975 по 1990 год ведущим программы "В мире животных".
Василий Песков написал несколько книг. Первая, сборник очерков, вышла в 1960 году. За книгу "Шаги по росе" (1963 г.) он был награжден Ленинской премией. Его перу принадлежат "Записки фоторепортера", "В гостях у Шолохова", "По дорогам Америки", "Война и люди", "Белые сны", "Отечество" и многое другое.
Но самое, пожалуй, известное его произведение - "Таежный тупик", повесть о семье староверов Лыковых, живших более 40 лет в тайге, вдали от цивилизации.
За большой вклад в развитие российской журналистики Василий Песков был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством"
IV степени. Лауреат премий Союза журналистов России "Золотое перо России" (2006) и "Легенда отечественной журналистики" (2010).
Где будут прощаться
Прощание с Василием Михайловичем Песковым состоится в четверг, 15 августа, в 12 часов в Москве в траурном зале 1-й Медицинской академии (улица Россолимо, 12).
Прах Пескова развеют на родине
|
Как рассказал "КП" внук Василия Михайловича Дмитрий, Песков завещал прах его развеять на опушке родной деревни Орлово Воронежской области.
Он заранее съездил на родину, установил там камень с надписью - "Главная ценность в жизни - сама жизнь". Камень специально привезли из Мордовии, там у Пескова один из закадычных друзей живет.
Владимир МАМОНТОВ, первый шеф-редактор "толстушки": Про Василия Михайловича
Когда мы начинали делать "толстушку", а это, кто не знает, пятничный выпуск "Комсомольской правды", который тиражом быстро переплюнул ежедневку и стал основным носителем рекламы и лидером продаж - это в лучшие (разумеется, наши) годы, - в такой успех мало кто верил.
Да и, если честно, глядя на первые наши номера, только очень прозорливый человек мог предположить, что успех придет. Шли на ощупь, проваливались в бездны.
Мы сидели на задворках знаменитого шестого этажа, все в маленьком ньюсруме, начальники с подчиненными наперекосяк, кажется, выпивали из-под стола. Мы ж были не дураки - и понимали, что сваяли не шедевр. И тут к нам пришел Василий Михайлович Песков.
- Привет, - сказал он. И снял кепку. Василий Михайлович задолго до Лужкова ходил в кепке. А также в подтяжках. Он не был элегантен, врать не надо, и штаны его глажены бывали через раз, но в целом был образ. Стиль. Мы расчистили ему стул.
Василий Михайлович был легенда. Он с 1956 года работал в "Комсомольской правде". Мне было четыре года, а он работал уже в "Комсомольской правде".
- Я вот чего подумал, ребята, - сказал Песков. - А отдайте-ка мне полосочку под "Окно в природу". В вашей этой... пятничной. - Полосочка, конечно, у вас маленькая, - вздохнул Песков. - А-три.
- Зато тираж у нас будет аж три. Аж три миллиона, - сказал я, поскольку отвечал за проект и врать-мечтать имел полное право.
- И пишете вы, конечно, черт знает о чем, - продолжал Василий Михайлович, как бы не слыша. - Кстати, Асламову вашу читал... Нет, ну... Эта тема... Ей близка! Она... Хорошо пишет, чертовка!
Песков разулыбался и рассказал анекдот. Анекдот удивительно подходил к теме Асламовой и по закону не может быть рассказан в средстве массовой информации.
- Так это, - сказал он, когда мы отсмеялись. - Я приношу полоску? Но чур без рекламы.
- Разве что восьмушечку, - сказал коллега.
- Восьмушечку? - Песков вернулся от двери нашей комнаты, кою уже тянул за ручку. - Восьмушечку? Други мои, а что это такое - восьмушечка? Она не полполосы?
Реклама в газете еще была диковинкой. И не все мэтры снисходили, чтобы вникнуть в ее размер и роль.
- Нет, - сказал художник "толстушки", а он был у нас единственный технарь и математик. - Это, Василий Михайлович, меньше четверти полосы.Просто незначительный квадратик, который с высоты вашего таланта и опыта просто исчезающе будет мал. Честное слово.
- Ладно, - сказал Василий Михайлович. - Вы ж понимаете, что людям это очень надо. Что-то основное, доброе. Звери, реки.
Он вернулся, сел, и мы обсудили какие-то технологические мелочи. А также и не мелочи: он попросил, чтобы его стилистика не изменялась: фотография, неброский, но точный заголовок, интонация - не надрывная, не зазывная, а оторваться невозможно. Мы сделали Василию Михайловичу душевный бутерброд.
- Что я хочу сказать? - начал Василий Михайлович. - Вот я всю свою жизнь воевал за то, чтоб маленькая речка моего детства стала опять чистой. Я исписал кучу листов бумаги, которые перепечатывали машинистки, правя мои ошибки... Но вот пришли дни, когда моя речка опять чиста, в ней есть рыба, а вокруг тишина. Рад ли я? Нет. Ибо стали заводы моей страны. Испарилась ее сила. Я бы порадовался, если бы сила ее была такова, что и сталь - и чистая вода. И ракета, и земляника. За вами, конечно, сила, чего там, други. Новая жизнь. Вы думаете, что вас пятеро тут? Да вы же на всей газете, как на грибнице, стоите. Имейте это в виду. Думаю, я вам не помешаю. Верно ведь?
- Честно говоря, вы нам сильно поможете, - сказали мы.
Он засмеялся довольно, поскольку он, конечно, был удивительный человек: и хитринка его была народная, и открытость дипломатическая, и свет не прожекторный, а ровный и верный. Точно могу сказать: все эти годы новой жизни "Окно в природу" выходило в "толстушке", и рекламы на полосе было не больше восьмушки, четвертушка максимум.