На Москалевке селились гении, солдаты и старообрядцы

Деревня посреди города стала стартовой площадкой для Шульженко и Дунаевского, но приобрела дурную славу у харьковчан.

Один из старейших храмов города построил купец Григорий Гольдберг. Фото: соцсети

Москали поселились в "пустыне"
 
Удивительно, но в 15 минутах ходьбы от Успенского собора до сих пор сохранился район, похожий на деревню посреди мегаполиса. Впервые место будущей Москалевки упоминается в середине XVIII века в книге "Роспись церковных приходов". Никаких москалей здесь еще не было, а за рекой Харьков стояло всего 16 домов. Там, где позже построят извилистую улицу Заиковскую (сейчас 1-й Конной армии), проходил оборонительный рубеж на подступах к Харьковской крепости – потому, говорят, она такой кривой и получилась.
 
Москали пришли сюда в начале XIX века. Тогда эти земли принадлежали богатому купцу-старообрядцу Федоту Карпову. Продать их харьковским крестьянам для земледелия не получилось - грунт на участках был плохой, песчаный (место за сходство с пустыней даже прозвали "Аравия"). И тогда купец, чтобы добро не пропадало, решил раздать наделы москалям.
 
Первая больница доктора Гиршмана была открыта на Москалевской, 55. Фото: соцсети
- Москали - это люди, которые были отставными солдатами, по 25 лет проведшие в армии. У них не было ни кола, ни двора, - рассказывает краевед Максим Розенфельд. - Свой армейский быт они принесли и на Москалевку, что поначалу  пугало коренных жителей. 
 
Так у района появилась слава не совсем безопасного и благополучного. А тут еще и цыгане, охотно перебирающиеся с Подола на дешевые земли за рекой, добавили тревог.
 
Поскольку территория принадлежала семье купцов-старообрядцев, они построили единоверческую церковь, возле которой селились их единомышленники по вере. Но уже к середине XIX века бывшие солдаты и представители единоверческого обряда не были основным населением Москалевки. Из-за дешевизны земли и близости к центру здесь охотно селились разночинцы – служащие, учителя, врачи, и прочая интеллигентная, но небогатая публика, которой не по карману было оплачивать проживание в Нагорном районе.   
 
Район заводов и железобетонной церкви
 
Вплоть до конца XIX века район был преимущественно деревянным. Улицы, особенно расположенные ближе к реке, весной и осенью утопали в грязи. Городская управа неоднократно выделяла средства для осушки москалевских болот, но деньги будто в воду уходили. Дорог здесь не было. Главную улицу Большую Москалевскую – ныне Октябрьской революции – замостили только в 1885 году.
 
На этой главной улице района и начали строиться предприятия, а также первые каменные дома купцов и заводчиков. Первый завод – по изготовлению кафельных плит – открылся на Москалевской, 87 в 1869 году. За ним последовали  перчаточная фабрика, чугунолитейный и свечно-восковой заводы. В конце XIX века неподалеку начал работать чугунолитейный и механический завод фон Дитмара - в будущем знаменитый завод производства оборудования для горной промышленности "Свет шахтера". 
 
Некоторые здания, построенные зажиточными горожанами в это время, сохранились и поныне. Например, оригинальное одноэтажное здание по адресу Октябрьской революции, 20, где в 1872 году жил купец Булгаков. Хотя здание несколько раз перестраивалось, оно сохранило свою самобытность и входит в число памятников архитектуры. 
 
- Здесь, возле старого дома, в 1869 году был установлен первый на Москалевке почтовый ящик, - отметил харьковский краевед Георгий Никольский в своем блоге.
 
А вот соседний дом № 22 интересен тем, что с начала XX века и по сей день в нем находится аптека, где изначально жил провизор. 
 
Но не только домами-заводами интересна архитектура Москалевки. Какой харьковчанин не знает Трехсвятительскую (в народе - Гольдберговскую) церковь? Один из старейших храмов города был построен зажиточным купцом Григорием Гольдбергом.  И построен неспроста. Один из богатейших горожан, Григорий мечтал стать председателем крупного купеческого общества. Но на пути стало его вероисповедание – еврей в те времена такую должность занять не мог. И амбициозный "иноверец" решил покреститься, а в подарок соорудил православной церкви Трехсвятительский храм. Примечательно, что при строительстве (в 1904 году) впервые в Харькове применили железобетон, потому здание вышло пустым и  просторным внутри, без колонн. 
 
Жил купец напротив – сейчас в великолепном здании в стиле модерн размещается городская санстанция. 
 
Начало карьеры Шульженко и первая больница Гиршмана
 
Несмотря на все архитектурные красоты, знаменита Москалевка не столько своими зданиями, сколько людьми. Здесь жили эстрадная звезда Клавдия Шульженко, композитор Исаак Дунаевский, великий офтальмолог Леонид Гиршман.
 
- Это было такое место, откуда очень быстро из грязи можно было выйти в князи, - говорит Максим Розенфельд.
Первая больница доктора Гиршмана была открыта на Москалевской, 55. Здесь было всего 10 коек, но пациентов со всей Российской империи он принимал с утра до глубокой ночи.
 
Дом семьи Клавдии Шульженко сохранился и поныне – неказистое одноэтажное здание. Здесь в семье бухгалтера железной дороги росла будущая звезда.
 
- Мы жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой, - писала артистка в мемуарах. - Наша семья – отец, мать, брат Коля и я – занимала флигель, в котором жила еще и соседка.
 
Недалеко, на Грековской, жил Исаак Дунаевский. Будущий композитор учился на переплетчика и параллельно – в гимназии. Практически соседи по месту жительства, Дунаевский и Шульженко познакомились не на Москалевке, а в театре Синельникова на Дарвина. Но можно предположить, что будущие звезды не раз проводили вечера у кого-нибудь дома за музицированием. 
 
Кстати
 
В туалет - по старинке, во двор
 
Квартиры на Москалевке до сих пор можно снять или купить за относительно небольшие деньги – дешевле, чем в других районах. И это несмотря на близость к центру. А все дело в том, что в большинстве одно- и двухэтажных домиков района до сих пор нет канализации, а иногда – и водопровода.