"Аммиачная" авария может произойти на Днепропетровщине

Техническое состояние единственного в Украине аммиакопровода вызывает сомнения в его безопасности для окружающей среды.

Полмоста и правобережный пилон вантового перехода аммиакопровода «Тольяти-Одесса». Фото с сайта: photo.i.ua

Взрыв на аммиачном заводе №1 Горловского концерна "Стирол", который случился 6 августа, насторожил днепропетровских экологов, ведь через область в районе села Башмачка проходит вантовый мост-переход  (самый длинный в Европе -720 м - прим. Автора)  единственного в Украине аммиакопровода Тольяти-Горловка-Одесса.

- Украинский участок аммиакопровода составляет около 1000 км, - говорит доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, директор центра экологического аудита Григорий Шматков. - То, что произошло на "Стироле", должно вызвать тревогу. На данный момент никто, кроме специалистов организации, следящей за техническим состоянием и безопасностью аммиакопроводов, не владеет информацией о том, в каком нынче состоянии трубы. А ведь аммиакопровод строился еще в 70-е годы, и трубы имеют свой срок износа. Поскольку они пролегают не только над реками, но и под землей, незначительные порывы могут быть незаметны, а утечки жидкого азота  вполне возможны.

Чтобы исключить даже малейший риск потенциальной угрозы, по мнению эколога, необходимо сейчас провести детальную ревизию по всей трассе и эколого-технический контроль не только труб, но и перекачивающих станций, а также опор мостов, по которым пролегает аммиакопровод (нет ли где уклонов, выдержат ли они возможные землетрясения). Причем провести такой контроль должны независимые эксперты. Такую проверку просто обязаны требовать и Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, и Министерство экологии, и Днепропетровская облгосадминистрация. Необходимо убедиться в том, что эксплуатационный срок труб еще не истек.

- Все это необходимо сделать сразу же. У нас ведь как - пока гром не грянет, мужик не перекрестится, - говорит Шматков. -  Так вот взрыв на "Стироле" -  это предгромник. Отнестись к нему надо со всей ответственностью. Поверьте, мне, как директору центра экологического аудита, приходилось проводить экологический анализ около 50 крупных предприятий, и на каждом из них обнаруживались десятки несоответствий экологическим требованиям, поэтому не исключено, что в такой протяженной магистрали также могут найтись какие-то изъяны.

Построенный в 1979 году, уникальный по техническому решению и назначению, магистральный аммиакопровод "Тольяти-Одесса" транспортирует жидкий аммиак от самых больших заводов-производителей России и Украины к Одесскому припортовому заводу для последующего его экспорта на мировые рынки. Представляет собой сложное инженерное сооружение общей протяжностью 2417 км. Украинский участок составляет 1018 км. Трасса украинского участка аммиакопровода проходит через семь густонаселенных областей Украины (Харьковскую, Запорожскую, Донецкую, Днепропетровскую, Херсонскую, Николаевскую и Одесскую), пересекает большие реки - Южный Буг, Днепр и Северский Донец.

Проектная мощность действующего аммиакопровода 2,52 млн.т/год, в том числе 2,12 млн.т/год от ОАО "ТольяттиАзот" и 0,4-1,1 млн.т/год от Горловского ОАО "Концерн Стирол", фактически достигнутая мощность составляет 3,02 млн.т/год.

Проектные работы по модернизации этого уникального объекта, а также комплекс работ по технической диагностике, экспертно-техническому обследованию, разработке и обоснованию технических решений, обеспечивающих безопасную эксплуатацию магистрального аммиакопровода проводит предприятие УкрГИАП.