С этим вопросом корреспондент «КП» обратился к Людмиле Кирилловой, начальнику отдела эксплуатации ООО «Объединение Одесских областных автобусных станций».
— Людмила Алексеевна, что ожидает пассажира, потерявшего или забывшего проездной билет? Можно ли его восстановить?
— Нет, придется приобретать новый проездной документ.
— Но ведь при продаже билетов, например, на международные рейсы, кассир требует удостоверение личности и вносит фамилию пассажира в компьютер…
— Дело в том, что имя пассажира в компьютер не вносится, оно вписывается в билет на международные перевозки. Кстати, этот билет выдается лишь для пересечения границы. Право на проезд в автобусе дает кассовый чек об оплате. При утере этого чека пассажир считается безбилетным.
— А если отстал от автобуса?
— Нужно обратиться к диспетчеру автовокзала, который отправит вас следующим рейсом в том же направлении. Расходы здесь пассажир не оплачивает.
— Багаж водитель размещает в общем багажном отделении. Кто несет ответственность в случае пропажи вещей?
— Автовокзалы не продают багажных билетов, поэтому в подобных ситуациях вся ответственность ложится на водителя. Если пассажир и водитель не находят устраивающий и одного, и другого выход из положения, пассажиру следует обратиться в дирекцию предприятия, которому принадлежит этот автобус. Дело в том, что наше объединение не имеет собственных транспортных средств. Мы заключаем договоры с перевозчиками (многие из них являются частными лицами), занимаемся продажей билетов и предоставлением платформ для прибытия и отбытия.
— Автобус по дороге поломался…
— В такой ситуации водитель пересаживает пассажиров на другой автобус. Они ничего дополнительно не платят.
— Возвращается ли стоимость билета, если в назначенное время автобус не прибыл на автостанцию?
— Да, в этих случаях возвращается 100-процентная стоимость билета. Если же пассажир передумал ехать, ему возвращается стоимость билета (за минусом 15-25 процентов), в зависимости от срока сдачи проездных документов. Деньги будут выданы через два-три дня, но для этого пассажир должен предоставить документ (например, справку о болезни), свидетельствующий о том, что раньше он этого сделать не мог.
— Что входит в обязанности перевозчика?
— Прежде всего качественно и своевременно доставить пассажира и его багаж до пункта назначения.
— Какие еще спорные ситуации возникают?
— Чаще всего они касаются вопросов, связанных с льготными перевозками. Если для проезда по области льготной категории граждан достаточно предоставить соответствующие документы (перевозчик получает доплату из бюджета области), то для дальнего следования необходимы льготные талоны, поскольку затраты по льготным перевозкам никем не компенсируются и ложатся на плечи предприятия. Хотелось бы, чтобы люди понимали это.
— В каких случаях водитель может высадить пассажира из автобуса?
— Прежде всего, если у него нет билета. Водитель также может высадить пассажира, если он находится в состоянии алкогольного опьянения, своим поведением мешает комфортному путешествию остальных людей.