Думаю, сам Достоевский такой сюжет не осилил бы. Тут особые краски. И нужен как минимум Гоголь.
Место действия комедии (а чего же еще?) - город Петропавловск-Камчатский и несколько здешних "присутствий": мировой суд, прокуратура, служба судебных приставов. Действующие лица - все как один должностные.
Судьи, прокуроры, приставы и бывший руководитель Камчатского отделения ФГУП "Почта России" с практически гоголевской фамилией Чечиков. Любопытно, что он получил наказание за то, что воровал деньги своего предприятия с помощью (снова литературная параллель) "мертвых душ", но срок не досидел, был отпущен по УДО, то есть условно-досрочно.
Это, конечно же, само по себе не смешно. Завязка комедии происходит с появлением "на сцене" главного действующего лица - гражданина Евгения Федорко. Его угораздило не только судиться с Чечиковым, но в какой-то момент разбирательства отчетливо, на весь зал заседаний сказать: "Идиот!"
Далее в действие вступает судебный пристав Юрий Иванов - именно он написал рапорт об обнаружении в действиях Федорко признаков неуважения к суду. По этому рапорту городской отдел службы судебных приставов возбудил уголовное дело. Но подозреваемый Федорко об этом не догадывался. Ни малейшего понятия не имел и о том, что его объявили во всероссийский розыск. Узнал только, когда судебные приставы, буквально пустившись в погоню, настигли на взлетной полосе самолет, устроили развлечение его пассажирам, но никакого Федорко среди них не нашли.
|
За два (!) года титанической работы "идиотское" уголовное дело распухло до двух томов. Из наработанных материалов и труднопроходимого текста лингвистической экспертизы следовал сокрушительный (и, главное, неожиданный) вывод: слово "идиот" - неприличное, а всяк употребивший его — преступник.
Другие эксперты лингвисты считают, что "Идиот" в число нецензурных слов не входит. Стало быть, состава уголовного преступления в действиях Федорко нет. Но потому русский язык и называют великим и могучим, что разобраться в нем порой сложно как и писать без ошибок. Доцент кафедры русского языка Камчатского госуниверситета Анастасия Скорик по заданию службы судебных приставов делала экспертизу слова "идиот". Вывод Скорик вполне тянет на открытие в области русского языка. По ее мнению, слово "идиот" является неприличным, но может использоваться как медицинский термин. Действительно в психиатрии есть понятие идиотия – это тяжелая, крайняя степень умственной отсталости. В легкой степени - это олигофрения.
Было ясно: приставы пойдут до конца. Федорко принимает смелое решение: пишет в орган дознания Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю заявление:
"…По мнению дознавателя Кошмана и заместителя прокурора города Петропавловск-Камчатский Дудина, слово "идиот" является бранным, оскорбительным, а его употребление в общественном месте - преступлением, которое они мне дружно вменили. Как гражданин РФ, считаю своим долгом сообщить не покладающим рук и ног защитникам правопорядка: о существовании слова "идиот" я узнал из курса школьной программы и одноименного романа Ф. М. Достоевского. Прошу возбудить уголовное дело в отношении Достоевского Федора Михайловича как подстрекателя к совершению преступления…"
|
Хотите верьте, хотите нет, но заявление приняли, зарегистрировали как положено - в книге учета совершенных преступлений, под номером 7. Некоторая растерянность в рядах противника вылилась в постановление замначальника горотдела службы судебных приставов Игоря Ли о приостановлении дознания в отношении Достоевского Ф. М. Но не тут-то было! Заместитель городского прокурора, уличив пристава Ли в бездействии, решение о приостановлении отменил.
Проверка в отношении классика русской литературы закончилась искрометно:
"Учитывая, что Достоевский Ф. М. скончался 28.01.1881 г., а Федорко Е. Н. родился 19.11.1960 г., реальной возможности склонить к совершению преступления не было. Отказать в возбуждении уголовного дела в отношении Достоевского Ф. М."
Все-таки счастливчик этот Федор Михайлович! Второй раз избежал сурового приговора: первый раз при жизни (кто вдруг запамятовал, он был осужден по делу петрашевцев, приговорен к смертной казни и помилован прямо на эшафоте), и вот второй раз - после смерти.
- Это не конец. Развязка впереди, - огорошил меня по телефону Федорко.
Нет, оспаривать решение он не намерен. В отношении него самого уголовное дело под кодовым названием "Идиот-2" уже прекратили - за давностью сроков. Но наш герой намерен добиваться прекращения дела под другой формулировкой - "в связи с отсутствием события преступления". Зачем? Закрытое по истечении давности срока дело не снимает с него судимости. А "отсутствие события преступления" - снимает. Федорко - бывший сотрудник МВД, собирается открыть адвокатскую практику. Но то возможно только с полностью погашенной судимостью.
Теперь дело переходит от судебных приставов к полиции. Так что продолжение, "Идиот-3", похоже, следует.