В повседневной жизни часто путают послушание и подражание. Маленький ребенок может копировать походку понравившегося ему взрослого, даже если тот прихрамывает. Школьники передразнивают учителя, его интонации, манеру вести урок. Мотивы у детей разные - добрые или злые, а вот способ один. Еще Аристотель говорил о подражании как о главной особенности человека. Так что Православную церковь скорее можно назвать Церковью подражания. Святые подражают, учатся у Христа, мы - у подвижников, а наши дети - у нас. Подражание всегда предполагает творчество, проживание. Невозможно подражать Христу или святителю Николаю, не чувствуя с ним близости.
Даже дьявол, которого зовут "обезьяной Бога", каждый раз творит новую реальность. Искушая конкретного человека, он учитывает его характер, темперамент, привычки и склонности. В подражании, даже негативном, всегда есть творческое начало, которое очень важно для Церкви и верующих.
Мы же часто употребляем прекрасное слово "послушание" в качестве синонима к слову "приказ". Духовник сказал жениться на Маше. Ваня взял под козырек и пошел под венец. Но Церковь это не казарма, и в ней могут сосуществовать противоположные точки зрения.
Конечно, в Церкви есть субординация. Священник подчиняется решениям епископов, все христиане верят в догматы, принятые на Вселенских соборах. Мы бережно сохраняем наши традиции, но это не означает, что Христос призывает своих учеников лишь к послушанию как к исполнению приказов.
В Церкви могут спокойно уживаться люди, не соглашающиеся друг с другом по вопросам, не связанным с догматикой или десятью заповедями.
Больше материалов - на сайте foma.in.ua