Юбилей Ларисы Кадочниковой: Сегодня в кино - культ денежных мешков

Вчера знаменитая актриса отметила юбилей. В преддверии юбилея «Комсомолка» поговорила с артисткой, сыгравшей культовую Маричку из «Теней забытых предков», о жизни и проблемах отечественного кинематографа [ Полная версия+ ФОТО ]

Вчера знаменитая актриса отметила юбилей. В преддверии юбилея «Комсомолка» поговорила с артисткой, сыгравшей культовую Маричку из «Теней забытых предков», о жизни и проблемах отечественного кинематографареезЖ..лзюгф.вфшдн.310807.9858.

Дополнительные фото смотрите здесь>>

Параджанов растрогал до слез

Лариса Кадочникова мало изменилась с того времени, когда была воплощением красоты и характера украинской женщины в фильмах «Тени забытых предков» Сергея Параджанова и «Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенка. В театре им. Леси Украинки, которому актриса служит более сорока  лет, она сыграла самых блистательных героинь русской и зарубежной классики. Дочь великой Нины Алисовой, уехавшей из родного Киева покорять Москву, вернулась на родину матери, оставив сцену «Современника». Так иногда дети выполняют долг за своих родителей на ниве родного искусства.

Сегодня Лариса Валентиновна – одна из самых блистательных звезд украинской культуры, признанных во всем мире. По случаю юбилея Президент страны вручил ей орден «За заслуги» 2-й степени, а киевская власть – «Знак почета». Свой день рождения артистка отмечает на кинофестивале «Бригантина», открывшемся на днях в Бердянске.

- Лариса Валентиновна, почему свои юбилеи вы отмечаете скромно. Не хотите афишировать возраст?

- Почему? Свою первую круглую дату я отпраздновала шумно, даже с помпой, в Доме кино. Режиссером вечера стал Николай Мащенко. Был полный зал, даже Сергей Параджанов приехал. Он тогда жил в Баку и, хотя был занят запуском новой картины, да и здоровье пошаливало, вырвался на пару дней в Киев. Его самолет прилетел поздно ночью, и он сразу, чуть ли не с трапа, позвонил мне домой, чтобы муж спустился к подъезду за подарками. Привез три огромных коробки из-под кинопленки с коньяком, восточными сладостями, пряностями. Когда Миша занес это все в дом, я, распаковав гостинцы, расплакалась. А на следующий день, уже на вечере в Доме кино, Параджанов вышел на сцену и набросил мне на плечи роскошную восточную шаль – всю в цветах и с золотой нитью.

- А как вас поздравляли в детстве?

- Мой день рожденья припадает на финал летних каникул. Все мои друзья возвращались в Москву загоревшие, с яркими впечатлениями об отдыхе. Собирались обычно у нас дома за большим столом. Со сладостями тогда было туго, но мама обязательно доставала в спецмагазинах конфеты, пирожные, особенный торт. Подавался чай, фрукты. И все это мгновенно съедалось. А потом мы носились по двору на велосипеде. Было очень весело.

- Что дарили?

- Мама старалась привезти что-то из своих зарубежных поездок: туфельки, платье. А друзья подносили рисунки, вышивки, вязание. Игрушки тогда стоили очень дорого, и достать их было невозможно.  Но самым главным для меня являлось общение, поэтому подарков я и не помню. Недавно встретилась с режиссером Юлием Файтом, который учился вместе со мной во ВГИКе, и он сказал: «Знаешь, чем замечательно наше время? Была тогда радость». И действительно, невзирая на проблемы, господствовало светлое настроение, а люди любили друг друга. И не велись нынешние бесконечные разговоры о деньгах, хотя зачастую даже на хлеб не хватало. Мне хорошо помнится и то, как мы радовались успехам товарищей, а не завидовали.

Культуры нет, один шоу-бизнес

- Вы чувствуете сейчас к себе уважение?

- Со стороны зрителей – да. Вот даже сейчас, когда мы отдыхали с мужем под Севастополем, ко мне подходили люди, говорили теплые слова, среди них была и молодежь. Один парень назвал почти все мои театральные работы, уверял, что они с родителями не пропускают ни одной моей премьеры. И тут же другая история: здесь, в Киеве, звонят с какой-то новой  студии. Приглашают пройти кастинг. Девушка интересуется: «А как вы выглядите?» «Плохо», - отвечаю. А она мне с гордостью объясняет, что у них два молодых режиссера, которые прошли голливудскую школу и намерены снимать фильм, к которому ищут актеров. Правда, в Украине они никого не знают. «Так пусть возьмут исполнителей в Голливуде»,- советую.  «А, может, вы к нам приедете и прочтете стишок? – интересуется собеседница. - А режиссеры посмотрят и решат: вдруг вы им подойдете». Как же я была возмущена! Какое неуважение! Даже когда училась во ВГИКе, именитые режиссеры не позволяли себе унижать начинающих артистов. Нас приглашали ассистенты, давали сценарий, мы читали, а потом уже назначались пробы. И режиссеры знакомились с кандидатами на роль лично. Я понимаю, что молодые  могут меня и не знать, но приглашать прочесть стишок – это уж слишком!

- Вам посчастливилось стать лицом украинского поэтического кино эпохи его расцвета. Что с тех пор утрачено, и что появилось нового?

- Ушло настоящее кино, ушли великие режиссеры. Из той плеяды остался только Роман Балаян, сумевший сохранить доброту, свет и не утративший при этом современности.

- Кто из молодых вам интересен?

- Из российских режиссеров хорошие фильмы делают Валерий Тодоровский и Рогожкин, а из украинских – Лесь Санин. Но, опять-таки, Лесь очень одаренный, однако нужно двигаться вперед, не останавливаясь на одном «Мамае». Тем более что этот фильм – полуфабрикат. Там есть просто гениальные куски, но в целом он только набросок для настоящей картины. И за время, которое прошло со дня премьеры, пора бы снять новую картину. Я понимаю, что все упирается в деньги, тем не менее, Санин производит впечатление очень пробивного человека, способного свернуть горы.

- Вероятно, в стране просто период затишья перед новым взлетом?

- Возможно. Ведь в искусстве всегда бывают времена упадка и расцвета. Сейчас и во Франции, и в Италии тоже нет мастеров, равных Феллини, Антониони. На вершине американское, корейское и румынское кино. А в Украине, слава Богу, существуют театры. Представьте, будто их нет: что бы тогда осталось от истинной культуры? Где писатели, поэты, которые раньше собирали залы и площади? Куда исчезли телевизионные программы, посвященные культуре? Остался один шоу-бизнес. Впрочем, работают еще художники. Их истребить невозможно, они одиночки: копошатся в своих мастерских, создают полотна. А если говорить о коллективном искусстве, то это просто катастрофа. Нынешним молодым актерам хочется работать, потому приходится довольствоваться сериальным барахлом. А мне посчастливилось играть у Параджанова и сейчас стыдно размениваться ради заработка.

Жена Тараса Бульбы

- Однако вы снялись в нескольких ситкомах…

- И когда увидела их на экране, чуть не сгорела от стыда. Меня тошнит от такого кино, но я не виню режиссеров. Все они очень симпатичные и с актерами работают хорошо. Но то, что заложено в самом формате, в темпе работы, они не в силах изменить. И создается впечатление, будто все сценарии написаны одним человеком: текст совершенно безграмотный. Сюжеты, как заведенные, повествуют о жизни богатых - еще бы, ведь именно они дают деньги на производство фильмов. Просто культ денежных мешков! И пока это не кончится, настоящих картин не будет.

- Актеры советского кино воспринимались публикой как небожители. В Голливуде этот статус мастера экрана не утрачен до сих пор. Кто виноват в том, что у нас перестали относиться к ним с должным уважением?

- Государство. Артистов унизили зарплатой, и они идут на все, чтобы выжить. Помню, когда перестала работать киностудия Довженко, известные актеры буквально голодали. Кто-то удил рыбу, кто-то собирал грибы. Пускались во все тяжкие, чтобы заработать копейку. В рекламе начинали сниматься. Мне тоже звонили много раз, но я отказывалась. Меня убеждали: мол, и в Голливуде звезды становятся лицом известных торговых марок. Но там ведь и снимают их достойно. А у нас неизвестно в каком виде потом будешь мелькать на экране каждые 15 минут. Я уж молчу об уровне оплаты за этот позор. Не исключено, что кто-то из зрителей еще пристыдит, что после «Теней» и «Белой птицы» я пропагандирую какой-нибудь дешевый порошок.

- Тем не менее, ваш коллега по театру Александр Бондаренко рекламирует средство от частого мочеиспускания и вздутия живота...

- Я Сашу так обожаю, что прощаю ему это. Он сумел остаться обаятельным даже в таком нелицеприятном образе. Все ведь не от хорошей жизни. В тех же ситкомах украинским актерам платят в десятки раз меньше, чем московским! Вот я до сих пор живу в маленькой двухкомнатной квартире, а на новую заработать нереально. Деньги на жизнь у меня есть: могу себе позволить хорошую одежду, недавно обновила машину. Дача тоже есть, а вот с квартирой проблема. Но и в советское время за самые значительные роли мы получали копейки. К тому же, жизнь актрисы-женщины в кино намного короче, чем у мужчины. С внешностью Фаины Раневской или Татьяны Пельтцер можно было сниматься до глубокой старости. А у меня амплуа романтической героини, где очень важна молодость. Конечно, хотелось бы сыграть историю о зрелой женщине, много познавшей, мудрой, а не очередную бабушку главного героя. Только для этого нужно, чтобы режиссер создал фильм специально под меня. Вот Грета Гарбо ушла из кино в 32 года, увидев на экране одну морщинку. У меня подобных комплексов нет, но и ролей достойных тоже.

- Правда, что вас пригласили сняться в отечественном фильме «Тарас Бульба»?

- Да, звонил Виктор Гресь и сказал, что запускается со своим сценарием «Тараса Бульбы». Меня планируют на роль матери. В нашей картине, в отличие от российской, у жены Бульбы очень большая роль. Я прочитала сценарий, и он мне понравился.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Лариса Кадочникова родилась в Москве в семье знаменитой актрисы Нины Алисовой. Во время войны семья эвакуировалась в Самарканд, где отец - Валентин Кадочников, любимый ученик Сергея Эйзенштейна, – умер от воспаления легких во время заготовки тростника. После окончания ВГИКа Олег Ефремов пригласил юную Ларису в «Современник». Сыграв там несколько главных ролей, она неожиданно все бросила и уехала в Киев вместе с первым мужем Юрием Ильенко, чтобы сыграть Маричку в «Тенях забытых предков». После этого были роли в «Белой птице с черной отметиной», «Комиссарах», «Черной курице и подземных жителях». Однажды Кадочникова чуть не стала Наташей Ростовой, успешно пройдя пробы у Сергея Бондарчука. Но в последний миг режиссер отдал предпочтение балерине Людмиле Савельевой.

В Театре русской драмы им. Л.Украинки Кадочникова работает с 1964 года. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях «Насмешливое мое счастье», «Госпожа министерша», «Последний пылко влюбленный». Режиссер театра Михаил Резникович пообещал в честь юбилея поставить новый спектакль, где Лариса Валентиновна исполнит главную роль.

 Фото Павла БАГМУТА и из личного архива Ларисы Кадочниковой.