Июль едва перевалил за половину, а донецкие улицы уже пестрят пожухлой, сухой и жёлтой листвой, растения болеют из-за жары и людской халатности – бьют тревогу специалисты. Расплодившиеся в жару вредители рискуют в скором времени и вовсе оставить Донецк без "лёгких".
- Если каштанная моль – больше угроза для декоративного вида (а мы уже отмечаем, что парковые экосистемы со временем начинают успешно противостоять этому вредителю), то паутинный клещ сейчас – настоящий бич, он буквально опутал деревья вдоль автодорог - каштаны, липы и клёны (а это порядка 40-50% всего зелёного фонда города). Он наносит очень сильные повреждения, - объясняет руководитель лаборатории защиты растений, старший научный сотрудник отдела популяционной генетики Донецкого ботанического сада НАН Украины, кандидат биологических наук Григорий Попов.
- Одноразовое повреждение листьев не губительно, гораздо опаснее, если такая картина повторяется каждый год, - в свою очередь говорит доктор биологических наук, профессорДонецкого ботанического сада НАН Украины Алексей Поляков. – Дерево будет постепенно терять иммунитет.
В основном вредители атакуют уже ослабленные деревья. Самая благоприятная погода для деревьев +24...+28 градусов, - отмечают ботаники. Но жару можно было бы легко пережить без потерь, если бы за растениями добросовестно ухаживали. Кроме того, губит городские "лёгкие" и новая мода выкладывать тротуары плиткой под самый корень дерева. В идеале вокруг каждого ствола необходимо оставлять кусочек земли радиусом с его крону.
- Главный враг дерева в городе – человек, как бы грустно это не звучало, - считает кандидат биологических наук Григорий Попов. - По большей части за деревьями не ухаживают как положено. А ведь у нас и без того достаточно сложный регион – сухая уплотнённая почва, химическое загрязнение воздуха и т. д. Деревья могут годами, десятилетиями умирать – и создаётся видимость, что всё в порядке. А в конце концов гибель растения списывают на вредителей.
- Спасти иммунитет дерева может регулярный полив, - настаивают ботаники, - причём не только под корень, но особенно дождевание крон.