Остап Ступка: "Отец наблюдает за нами с небес"

Сегодня годовщина смерти великого украинского актера Богдана Ступки. Что изменилось за это время в осиротевшем Театре им. Франко, чем живут актеры после ухода своего худ­рука?

Фото: УНИАН.

Об этом "Комсомолке" рассказал сын Богдана Сильвестровича - Остап Ступка. 
 
Мы встретились  с Остапом в сквере возле родного театра его отца. Тут за прошедший год ничего не изменилось: как всегда, бродят сотни голубей, парковка забита иномарками, на лавочках сидят бабули, выгуливающие внуков, и молчит фонтан. Остап Ступка выглядит уставшим после двух часов съемок телепрограммы.
 
ТЕАТР ЖИВЕТ, НО УЖЕ ПО-ДРУГОМУ
 
- Остап, Богдана Сильвестровича нет с нами уже год. Что изменилось в театре? 
 
- Театр - это очень живучий организм. Он работает и продолжает жить. Но жить по-другому. Насколько это хорошо или плохо, пока трудно сказать, потому что прошел только год. Но я надеюсь, что изменения будут только позитивными. Все должно двигаться, учитывая, что театром руководит человек, которого хотел отец, - его преемник Станислав Мойсеев, а это важно. Поэтому будем работать, будем помнить, будем жить, а иначе - нельзя.
 
 
В новом сезоне мы планируем несколько громких премьер: "Дамы и гусары" Александра Фредо к юбилею Заднепровского, "Носороги" Ионеско, которую будет ставить Андрей Приходько. Мойсеев еще планирует постановку "Эрик  XIV"  Августа Стриндберга. Это то, что хотел ставить отец, но только сейчас дошли руки.
- А что касается финансирования театра? Хуже после ухода Богдана Сильвестровича не стало? Одно время ходили слухи о том, что деньги выделялись исключительно под Ступку…
 
- Нет, хуже не стало. Зритель делает свой выбор душой и кошельком. А театр - государственная структура и субсидируется государством. В этом году бюджет театра остался прежним, а в будущем году обещали увеличить. А то, что театр зарабатывает на какие-то свои нужды (оплату коммуналки, текущие ремонты, костюмы, премии и т.д.), - это совсем другие деньги, и на них не проживешь. Другое дело, что нужно привлекать меценатов. Но спонсоры сейчас охотнее вкладывают деньги в футбол. А серьезного мецената, который бы занимался театром, сегодня в Украине нет. 
 
- Год назад на похоронах Богдана Сильвестровича актеры говорили, что не могут дышать. Прошел год. Как сегодня?
 
- Время лечит. Люди возвращаются в нормальное состояние, потому что нельзя постоянно скорбеть. И жить нужно, несмотря ни на что. Помнить о тех делах, которые отец зафундаментировал, и продолжать их развивать. Потому что мы никуда не денемся от таких постулатов, как жизнь и смерть. Как ни крути, но рано или поздно это случится с каждым, и нужно достойно прожить эту жизнь, чтобы оставить светлый след. 
 
 
- Раньше каждую осень труппа пополнялась молодежью. В этом году будут кастинги?
 
- Мы планируем в сентябре посмотреть театральную молодежь и выпускников вузов, если, конечно, будут государственные ставки. При отце смотры происходили каждый год. Молодые ребята, окончившие театральные, приезжали со всей Украины попробовать поступить на службу в государственный театр. Устраивали прослушивание, они читали отрывки, пели, танцевали…
 
- А что нужно, чтобы  взяли? 
 
- Быть талантливым и подключать душу, чтобы жить на сцене. 
Богдан Ступка был счастлив, что сын и внук пошли по его стопам и продолжили театральную династию. Фото: УНИАН.
 
ВНУК БОГДАНА СИЛЬВЕСТРОВИЧА СОБИРАЕТСЯ ЖЕНИТЬСЯ
 
- А как ваш отец относился к тому, что создается театральная династия? Его сын - актер, внук - тоже… Он не был против? 
 
- Я считаю, что детям и внукам не стоит рассказывать, как им жить, лучше помогать материально. Что касается династии, думаю, что отец был счастлив, что у него есть продолжение рода не только на уровне бытовом (сын, а потом внук), но и на профессиональном. Все-таки мы продолжаем его дело. Он и сейчас за нами наблюдает: что мы делаем, как себя ведем… 
 
- Ваш сын Дмитрий планирует дальше работать в театре или хочет сниматься в кино? 
- Конечно, ему больше хочется сниматься в кино: это другие деньги и другие перспективы. Я уверен, что если есть возможность сниматься, то нужно сниматься. Отец считал, что настоящий артист должен быть универсальным. Нужно уметь играть все: сатиру, комедию, трагедию, гротеск… А еще вести телепрограммы, озвучивать титры, заниматься дубляжем… 
 
- Говорят, что ваш сын женится…
 
- Да пора бы уже (в сентябре Дмитрию исполнится 27 лет. - Ред.). Я точной даты не знаю, но отрицать не буду. Они уже давно вместе (с девушкой по имени Катерина Дима встречается уже девять месяцев. - Авт.). Пора. 
 
 
- Вы сейчас ведь тоже снимаетесь в кино? 
 
- Мы снимаем 12-серийный проект под названием "Мажор". История не новая: менты, убийства и расследования. Мой герой - врач-криминалист, судмед­эксперт. Тема для меня не новая - я уже играл судмед­экспертов. 
 
- Богдана Ступку любили миллионы благодаря его умению прочувствовать образ, изу­чить все его грани. Как вы это делаете с ролью врача-криминалиста?
 
- Учу термины. Запоминаю нюансы работы: например, когда и как они надевают перчатки, как держат инструменты и т.д. Стараюсь передать то, что может охарактеризовать, чем человек занимается. Но в данном случае не так тщательно, как хотелось бы, потому что нет на это времени. Тут не успеваешь сценарий толком прочитать, потому что у тебя сегодня съемка, завтра спектакль, потом репетиция. 
 
"МАМЕ ПРИВОЗИМ ВНУКОВ, ЧТОБЫ ОНА ОТВЛЕКАЛАСЬ" 
 
- Как ваша семья пережила этот год? 
 
- Сложно. Это мы, младшее поколение, не думаем о смерти отца каждый день - все-таки ритм жизни очень насыщенный. А маме, которая прожила с папой всю жизнь, очень сложно. Она до сих пор плачет каждый день. Мы пытаемся ее как-то отвлекать: возим на прогулки за город или поужинать в ресторан. Стараемся чаще бывать у нее и привозить внуков, чтобы она занялась ими и как-то отвлеклась… Они друг друга очень любили и прожили душа в душу. Она всегда думала, что уйдет первой…
 
- Какие мероприятия вы планируете на годовщину? 
 
- Когда начнется театральный сезон, организуем большой вечер памяти. А 22 июля состоится презентация документального фильма об отце, который снял канал "Интер". Его покажут только один раз в кинотеатре, а потом по телевидению. Это фильм, снятый на основе книги об отце, которая вышла в единственном экземпляре, и у нее еще нет названия. По сути, это фотоальбом, который рассказывает о всей жизни Богдана Ступки: его главных ролях, детстве, молодости… 
 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
 
Ада РОГОВЦЕВА: "Невозможно говорить о Богдане в прошлом времени"
 
 
- 22 июля для меня - страшный-страшный день. В 2004 году в этот день покинул мир мой муж Костя Степанков, а в прошлом году - драгоценный друг Богдан Ступка… В то, что рыцарь украинского театра ушел навсегда - поверить невозможно. Его не хватает не только на экране, за кулисами и на сцене театра Ивана Франко - в лице Богдана Сильвестровича потеряло своего главного защитника и интеллигента все искусство Украины. Подросло новое поколение артистов - у нас есть замечательные Бенюк, Хостикоев, но… Был Богдан - и что-то было, а сейчас очень трудно по крупицам собирать восторги и гордость за отечественный театр. Уникально талантливый Богданчик был для меня не просто другом - любовью-дружбой. Где бы он ни появлялся - на сценической площадке, в коридоре родного театра, - там моментально становилось очень весело. И в то же время Богдан никому и никогда не позволял расслабляться - человек железной творческой дисциплины. Невозможно говорить о Богдане в прошлом времени… Он как любимый родной братик для меня. Сердце как зашлось болью, так и не перестает болеть…