Украинские музеи могут остаться без денег ЮНЕСКО?

Директора Шевченковского гая обвинили в кострах и шашлыках на территории музея.

На территории Шевченковского гая находится более ста памятников архитектуры из западных областей Украины. Фото: архив «КП».

Почти месяц назад директора львовского Музея народной архитектуры и быта уволили с занимаемой должности "за грубое нарушение уставной деятельности культурного заведения". По мнению самого, теперь уж экс-директора музея, Ивана Косачевича, это надуманная причина для того, чтобы мэр мог назначить руководителем своего ставленника.

- После моего увольнения реализация всех проектов по реконструкции музея и получению средств ЮНЕСКО другими музеями – под угрозой, - говорит Иван Косачевич. - Ведь главным переговорщиком и подписантом всех документов был я.

Чтобы поддержать уволенного коллегу, во Львов приехали руководители ведущих музеев Украины - и не только. Прибыл из чувства солидарности даже руководитель музея из Лиллехаммера (Норвегия).

Кстати, именно за норвежские деньги и при помощи норвежцев Музей архитектуры и быта строил грандиозные планы по реконструкции территории на европейский лад. Там должны были быть в миниатюре все ландшафты Западного региона. Об этих планах с журналистами музейщики рассказали еще зимой. Но, как говорится, теперь не судьба?

- Чтобы уволить подчиненного, - говорит Иван Косачевич, - есть очень простой способ: дать ему приказ, который он заведомо не сможет выполнить. И мне такой приказ поступил: на территорию музея не пропускать машин, которые не принадлежат нашему культурному учреждению. А как же тогда мусоровозам забирать мусор, как мне на музейную территорию привозить лес, необходимый для ремонта зданий? Более того, меня обвинили в том, что я грубо нарушил уставную деятельность музея, что я якобы вор и т.д. Мне вменили в вину даже костры, которые жгли во время выступления ансамбля "Ватра", хотя к этому я не имел никакого отношения. А музейное здание, которое загорелось вечером уже после ухода посетителей, и в чем меня тоже обвиняют, загорелось не само по себе – это был явный поджог.

Иван Косачевич признался, что не намерен терпеть несправедливости и будет бороться за свои права в суде.

Официально

- Это мастер-класс по манипуляции общественным мнением, - говорит начальник управления культуры ЛГС Ирина Подоляк. - Грантовые договора, которые подписывались с норвежской стороной насчет реконструкции территории музея, не подписывались с каким-то частным предприятием либо с частным лицом. Они подписывались с руководством музейного учреждения. И поэтому от того, что по тем либо иным причинам меняют руководителя, не меняются принципы и условия, заложенные в договоре. А поэтому логичных или законных оснований для расторжения договора здесь нет.

А что касается увольнения директора, то причиной стало то, что во время одного из культурных мероприятий на территории музея жгли костры, на огне жарили шашлыки, варили кулеш (и это после прошлогоднего случая, когда в музее сгорела гуцульская хата), туда заезжал "чужой" транспорт и т.д. Этого делать нельзя, потому что есть запрет. Но он был нарушен. Между музеем и организатором этого культурного мероприятия все это должно было быть договорено.

Ведь именно директор отвечает за всю хозяйственную, культурную и другие виды деятельности музейного учреждения.