«Мой тепловоз уехал к Путину»

Имя луганского мастера Александра Михайлова знают коллекционеры всего мира. Сам Александр не любит, когда его называет моделистом

В отличие от игрушечных поездов составы луганского мастера не ездят.

Имя луганского мастера Александра Михайлова знают коллекционеры всего мира

Генеральный директор мини-завода

Сам Александр не любит, когда его называет моделистом.

- С ними у меня нет ничего общего, - с вызовом говорит мастер. - Это не увлечение на досуге, а реальная, серьезная работа. Мне больше по нраву звание генерального директора Нижнекаменногорского тепловозостроительного завода. Вот этого, что разместился у меня дома!

Предприятие, на котором Александр Михайлов одновременно гендиректор, главный инженер, слесарь и сварщик, начинается от подоконника, плавно проходит через два угла и заканчивается у противоположной стены - на рабочем столе. Миниатюрная комнатная копия настоящего предприятия со всеми цехами, железнодорожными путями, грузовыми и пассажирскими вагонами, маневровыми тепловозами, готовыми, не совсем готовыми и списанными на металлолом локомотивами - своеобразный испытательный полигон.

- Масштаб 1 к 160, - поясняет Александр. - На этой копии я экспериментирую с технологиями, чтобы потом использовать их в работе с моделями большего масштаба.

По словам мастера, поездами он «заболел» в три года, впервые в жизни проехав по железной дороге. Потом, живя по соседству с Луганским тепловозостроительным заводом, вместе с мальчишками через дыры в заборе часто пробирался на его территорию. За время вылазок изучил технологию производства тепловозов. Да так, что по одному внешнему виду мог запросто назвать серию любого локомотива!

Свою первую миниатюрную модель - двухосный дореволюционный вагончик - смастерил в 11 лет. А к 13-ти уже основательно набил руку в моделировании.

Окончив Луганский машиностроительный институт, Александр успел недолго поработать в КБ того же «Лугансктепловоза». Но вскоре целиком и полностью отдался моделированию.

Даже гарь настоящая

Миниатюрный завод работает по 16 часов в сутки за исключением тех редких дней, когда «генеральный» дает себе отдых. Стратегическое сырье - пластмассовые крышки от старых телевизоров. В остальном все, как на настоящем предприятии: и технологии, и сроки, и заказы. Ведь имя мастера знают коллекционеры всего мира.

- Это очень взыскательные заказчики. Люди, в прямом смысле слова помешанные на истории мирового железнодорожного машиностроения, - отмечает Александр. - Немцы, французы, россияне, украинцы, американцы. Каким бы ни был масштаб, им прежде всего важно идеальное соответствие. До мельчайших деталей. И я их понимаю. Ведь модель заказывается не просто так и не для того, чтобы пылиться на полке: по ней изучают историю развития технической мысли. Если это, к примеру, тепловоз, то даже внешний вид двигателя должен полностью отвечать оригиналу. И не важно, что модель закрытая, что ее можно вскрыть только паяльником. Главное, коллекционер знает: там все точно. И ради этого он готов терпеливо ждать несколько месяцев, а то и пару лет. Некоторые, особо взыскательные, требуют, чтобы даже крыша локомотива была покрыта подлинной дизельной гарью, а вагон - настоящей ржавчиной!

- Но не проще ли найти нужную краску?

- Вот за это я и не люблю моделистов...

Создание копий - процесс трудоемкий. Миниатюрный тепловоз включает 1200-1300 мельчайших деталей. На сборку у мастера уходит в среднем до трех недель. Сколько может стоить такая работа? На вопрос Александр ответил уклончиво:

- Не одну сотню евро.

Игрушки для VIPов

В отличие от большинства мастеров у луганского «левши» нет личного клейма. Вычислить разбросанные по всему миру работы Михайлова можно только по надписи: «ПО «Нижнекаменногорсктепловоз».

- Копии, которые заводы заказывают в подарок для высокопоставленных персон, настоящей ржавчиной, конечно, покрывать не нужно, - улыбается мастер. - Но возни с ними ой как много. И все же это очень интересные работы. Знаю, что они есть и у директора иракских железных дорог, и у главного инженера фирмы «Шкода», и у чиновников «Укрзалiзницi», и у бывшего президента Леонида Кучмы.

Ну а самая моя любимая работа - локомотив ТЭП-70 - «уехала» к Владимиру Путину. Наверняка стоит сейчас где-нибудь в Кремле или Новоогареве.

ТТХ модели локомотива ТЭП-70

Выполнена по заказу Коломенского тепловозостроительного завода специально для Владимира Путина.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Александр Михайлов родился в 1974 году в Луганске. Образование высшее. Специальность - инженер-конструктор тяжелого машиностроения. Начиная с 11 лет собрал около 1000 миниатюрных моделей.

Холост. Обожает кактусы.

Сколько может стоить такая работа? На вопрос Александр ответил уклончиво: «Не одну сотню евро»

Фото автора.