Эмир Кустурица в Одессе: "Фильмы с Анжелиной Джоли показывают, чтобы зритель перестал думать"

Главным гостем Одесского кинофестиваля стал известный сербский режиссер.

За день до визита гость внес корректив в свой график и приехал в Одессу всего на полдня. Провел мастер-класс для участников летней киношколы, получил статуэтку "Золотой Дюк" из рук губернатора и отыграл концерт на Потемкинской лестнице. Говорят, что у режиссера, который работает над новой кинокартиной, проблемы с финансированием, вот киношнику и пришлось поспешить обратно на переговоры.
 
Одесситам Кустурица рассказал, что нынче работает над своим новым фильмом "По млечному пути", который состоит из трех частей. Главную мужскую роль он играет сам, а его партнершей стала непревзойденная Моника Беллуччи. Сыгранный на съемочной площадке роман – финал довольно необычных взаимоотношений режиссера и актрисы: Кустурица и Беллуччи столкнулись в лифте на Каннском фестивале 10 лет назад.
 
Это первая работа режиссера за последние пять лет. Как объяснил сам Кустурица, такой долгий перерыв был связан с его музыкальной карьерой, ведь группа "No Smoking Orchestra" давала по 150 концертов в год. Кстати, в фильме есть довольно необычные персонажи – курящие змеи. По сюжету два парня развлекаются тем, что взрывают змей во время свадебных процессий.
 
– Они ловят змей и вставляют сигарету в их горло. А змеи ведь дышат не так, как мы: рептилия вдыхает весь воздух в себя, – говорит режиссер. – И если вставить сигарету ей в пасть, дым из змеи выходить не будет, и она начинает раздуваться и в определенный момент взрывается. Я знал, что люди будут дико реагировать на курящих змей. К тому же во время съемок было страшно: змея – опасное существо.
Также, вполне возможно, это одна из последних работ режиссера.
 
– Не забывайте, что мне уже почти 60 лет, – говорит Кустурица. – И мне осталось снять еще несколько фильмов – вот и все. Ведь снимать кино – очень трудно.
А еще иностранный гость раскритиковал фильмы с Анджелиной Джоли:
– Вам сегодня показывают много фильмов с Джоли, чтобы вы перестали думать. Потому что, если вы будете думать, вы захотите перемен, – считает Эмир.
О современном кино Кустурица не говорит много. По его собственному мнению, будущее кинематографа очень туманно и не ясно, куда он движется и что мы получим в итоге.
 
– Фильмы собирают в прокате миллионы благодаря человеческой глупости, а снимаются они, основываясь на высоком уровне техники и звездным именах. Именно поэтому фестивали – это огромные события для мира кино, так как именно тут представлены независимые картины, которые трудно найти на большом экране.
 
Кстати
 
Как снимать фильмы без сценариев
 
Бескомпромиссный австрийский режиссер Ульрих Зайдль привез в Одессу последнюю часть своей "райской" трилогии – "Парадиз. Надежда". Метод этого человека уникален. Режиссер объяснил: он часто снимает непрофессионалов, не пишет сценарий и не дает артистам текст. По его мнению, 90% профессиональных актеров не могут импровизировать, а импровизация – ключ к его творческому успеху:
– Это не означает, что мы сымпровизировали, сняли и пошли дальше. Давая актерам тему, я уже знаю их мысли по этому поводу. После первого дубля снимаем, как правило, еще несколько, потому выбираем лучший.
Ульрих Зайдль звезд не снимает. Фото: facebook.com/odessaiff
Актеров Ульрих Зайдль выбирает со скрупулезностью – после месяцев тесного общения. Он ищет людей без внутренних запретов, честных и с чувством юмора. Долго длится и монтаж:
– Мои герои далеки от идеалов красоты, но я показываю не мир иллюзий, а реальное общество.
Не снимать звезд – часть методики Ульриха Зайдля. Он вкладывает в фильмы минимальные средства: работает с маленькой командой, небольшим количеством техники, использует естественный свет.