«Сегодня реклама - это образ нашей жизни»

О взаимосвязях рекламного образования с рекламным бизнесом Украины и шансах молодых рекламистов найти престижную работу рассказывает ректор Института рекламы Николай Лифинцев

О взаимосвязях рекламного образования с рекламным бизнесом Украины и шансах молодых рекламистов найти престижную работу рассказывает ректор Института рекламы Николай Лифинцев.

Двигатель социального прогресса

- Какое место занимает сегодня реклама в нашем обществе?

- Некоторые считают, что реклама уже отживает свое, ее заменит брендинг. Я уверен, что этого не будет. Реклама как явление было, есть и останется.

Сегодня функция рекламы далеко ушла от «двигателя торговли». Она уже стала двигателем не только экономического, но и социального прогресса. Можно сказать, что массовая культура - результат рекламной деятельности. Другое дело - хорошо это или плохо. Но, опять же, сегодня все определяет рынок.

Поэтому реклама как инструмент информирования потребителя будет всегда. Ее не заменишь ничем. Сегодня можно сказать, что реклама - это наш образ жизни.

Более того, ее функция стала воспитательной, а сила образовательного воздействия рекламы на наших детей далеко опережает школу и церковь.

- Изучаете ли вы влияние рекламы на разные стороны нашей жизни?

- Наш институт запланировал тему фундаментальных исследований «Реклама и дизайн в обществе» совместно с Министерством труда и социальной политики. Она включает в себя ряд проектов. Первым из них - «Реклама в системе факторов социального прогресса и конфликтности в обществе» заинтиересовалось Министерство труда и социальной политики. Следующие проекты: «Реклама, экономика и бизнес»; «Реклама в культуре общества». Четвертый проект; «Реклама в науке и образовании»; «Реклама в политической и общественной жизни». И наконец шестой проект - «Реклама и дизайн в формировании имиджа Украины».

Настало время всесторонне исследовать феномен рекламы как инструмент решения многих жизненноважных вопросов для общества, в том числе и в противодействии негативным тенденциям.

Результаты исследования будут изданы в виде книг по каждой из тем. Первые из них появятся уже в конце этого года или начале следующего.

Студентам необходима практика

- Насколько легко выпускникам Института рекламы удается найти работу?

- Сегодня все определяет рынок. Если выпускника не приняли на работу, значит, мы где-то допустили прокол или студент сам виноват.

У наших украинских работодателей есть одно общее свойство - они пока еще сильно ориентируются на наличие у соискателя опыта работы. Возможно, в дальнейшем они начнут понимать, что опыт приходит постепенно, а вот знания - за один день не приобретешь. Но сегодня от этого никуда не денешься.

Поэтому вопрос об организации профессиональной практической подготовки студентов в процессе обучения приобретает особую актуальность. Главное - помочь выпускнику как можно быстрее адаптироваться к реальной работе.

- Как решается этот вопрос в вашем институте?

- Наши студенты проходят практику в рекламных агентствах и дизайн-студиях после каждого курса. Часто им удается хорошо себя зарекомендовать, и они сразу получают предложения о работе.

Мы отслеживаем такие предложения, и я могу привести статистику.

По итогам первой практики (после II курса) предложения о трудоустройстве получают примерно 15-18% наших студентов.

После III курса - 40-50%.

После IV курса - 85-90%.

Специалисты, магистры - порядка 95%.

Иногда заходишь в аудиторию, где занимаются старшекурсники, а там почти никого нет - все на работе. Мы даже ввели для магистров экспериментальную программу обучения, согласно которой они первую половину дня находятся на работе, а вечером приходят на занятия.

Нельзя, чтобы нами управляли стереотипы

- Реалии рекламного бизнеса постоянно изменяются. Эти перемены находят отражение в учебных планах вашего института?

- Если исходить из принципа «что с утра было новым, к вечеру устарело», институт не может стоять на месте. Хотя, с другой стороны, высшее образование по своей природе консервативно. И в этом есть свои преимущества, поскольку сохраняется определенная стабильность. Но в то же время нельзя, чтобы нами управляли стереотипы.

Поэтому, на мой взгляд, задача учебного заведения - в первую очередь вести маркетинговую разведку образовательных услуг в условиях глобального рынка. Потому что процесс глобализации объективен, он идет и будет идти. Стремление общества ко всему новому остановить невозможно. Поэтому институт старается быть постоянно на уровне требований рынка: разделы учебного плана по выбору вуза и студента пополняются новыми дисциплинами. Например, с 01.09.2007 года мы включили до десяти новых дисциплин по всем специальностям.

- Насколько развита в нашей стране подготовка специалистов в области рекламы?

- Реклама - это, по сути, отдельная отрасль экономики, которая влияет на все другие отрасли. Это уже давно поняли даже наши соседи.

Например, в России еще в 1994 году открыли специальность «Реклама». Кабинет министров Украины утвердил специальность «Реклама и связи с общественностью» 13 декабря 2006 года, то есть на 12 лет позже.

Сегодня в России уже порядка 100 высших учебных заведений готовят специалистов рекламного бизнеса. В Украине специализированный вуз всего один - наш Институт рекламы.

- Какая работа проводится в Институте рекламы сегодня по усовершенствованию модели современного специалиста?

- Сейчас мы работаем над разработкой «Инновационной модели подготовки специалистов рекламы». Это как раз то, что определит конкурентные преимущества нашего специалиста. Модель включает в себя несколько положений.

Первое - глубокая теоретическая подготовка всех рекламистов и дизайнеров. Второе - методическая подготовка. Сегодня нельзя считать специалиста профессионально подготовленным, если он не владеет методикой научных исследований. Практическая работа поставит перед ним множество проблем, которые надо решать. Это не обязательно будут какие-то фундаментальные вопросы. Может быть прикладная проблема, которую надо решить. Поэтому мы должны научить специалиста исследовать проблемы, которые возникают перед предприятием, и быть готовым самостоятельно их решать. С этой целью уже на практике в рекламном агентстве мы даем студенту проблему, и он должен написать научную статью о ее решении. Конечно, студент младших курсов не сможет глубоко раскрыть тему, но он уже учится подходу.

Третье - практическая подготовка. С первого курса студенты стажируются в рекламных агентствах. За десять лет работы мы отработали эффективный механизм производственной практики. Важно то, что у нас составлена сквозная - на 4 года - программа такой практики. На каждом этапе мы четко определяем студенту задачу. Причем старшекурсники вместе с преподавателями руководят практикой студентов начальных курсов.

Четвертый очень важный блок - предпринимательская подготовка. Любая компания берет на работу специалиста с одной целью - чтобы он приносил ей прибыль. Поэтому он должен понимать природу этой прибыли.

Второе высшее образование

- Какие новые направления подготовки появились в Институте рекламы?

- С этого года мы начинаем подготовку бухгалтеров-аналитиков. Они будут изучать целый комплекс аналитических дисциплин: системный, функционально-стоимостный, проектный, финансовый анализ. Бухгалтер должен быть не просто операционистом, который считает. Он должен уметь анализировать. Специальность «бухгалтер-аналитик» будет преподаваться и в качестве второго образования.

Кроме того, мы получили лицензию на второе высшее образование по специальностям: маркетинг рекламы, менеджмент организации, менеджмент рекламы, бухгалтерский учет, дизайн.

- Насколько налажено взаимодействие института с рекламным бизнесом Украины?

- Сегодня мы можем сказать, что рекламный бизнес повернулся лицом к науке и образованию. Большую помощь нам оказывают такие специалисты, как председатель Всеукраинской рекламной коалиции Ирина Кузнецова, руководители многих ведущих рекламных агентств, дизайн-студий, производственных предприятий. Они преподают в нашем институте, проводят мастер-классы.

Для нас очень важно то, что эти люди привносят дыхание конкретной практики в теоретическое образование.

Институт продолжает набор на 2007-2008 учебный год абитуриентов на все специальности и формы обучения, на довузовскую подготовку: маркетинг, менеджмент рекламы, дизайн, учет и аудит.

БУДЬ В КУРСЕ

По подсчетам Союза рекламистов Украины и Украинской рекламной коалиции, сегодня в нашей стране существует 5000 рекламных агентств. В них работают примерно 100 000 человек. К этому нужно добавить не поддающееся подсчету количество вакансий в рекламных отделах частных и государственных компаний.

Совокупный оборот средств в отрасли составляет 2,7 млрд гривен в год.