Этим летом исполняется 25 лет со дня завоевания сборной СССР серебряных медалей чемпионата Европы. 25 июня 1988 года сборная Союза под руководством Валерия Лобановского в финале Евро уступила сборной Голландии. "Комсомолка" вспомнила о достижениях той команды вместе с игроком основного состава сборной Союза, ныне помощником главного тренера киевского "Динамо" Алексеем Михайличенко.
"Голландия набирала форму по ходу турнира"
- Алексей Александрович, в 1988 году лично вы сыграли и в финале чемпионата Европы, и затем выиграли Олимпиаду в Сеуле. Для вас это был самый успешный год в футбольной карьере?
- По результатам, наверное, да. В этот год сложилось то, что у некоторых не укладывается во всю спортивную жизнь. Хотелось, чтобы этот год не заканчивался. Хотелось играть, играть и играть!
- Для вас чемпионат Европы начался с отборочного матча со сборной ГДР (29 апреля 1987 года, 2:0), в котором вы дебютировали в сборной СССР. Не страшно было выходить на поле заполненного Республиканского стадиона?
- Игровое волнение, конечно же, было. Все-таки первая игра за сборную Союза… Но с другой стороны - полкоманды тогда были моими партнерами по киевскому "Динамо". Да к тому же родной стадион, на котором уже не раз играл при заполненных трибунах. Это, наоборот, помогало. Так что большого волнения не испытывал.
- Какой матч вы бы называли своей лучшей игрой того чемпионата Европы, включая отборочные поединки?
- Матч с итальянцами в полуфинале Евро. Он для меня и для всей команды получился очень и очень хорошим. Настолько все совпало! Может, пик формы на эту встречу пришелся, не знаю. На мой взгляд, эта игра была показательной для многих поколений.
- На Евро-88 первый матч вы сыграли с голландцами. Ранее вы рассказывали, что не испытывали страха перед ними, так как в те времена было мало информации о соперниках, не то что сейчас.
- Действительно, тогда не было такой обширной информации, как сейчас. В целом мы знали, с кем играем, но для нас и голландцев первый матч был таким, когда мы еще не очень хорошо друг друга знали. Игра получилась очень сложной. И нам где-то даже по-футбольному повезло, что мы реализовали один из немногочисленных моментов, выжали максимум, а голландцы, имея большое преимущество, - нет.
- Затем была очень сложная игра с ирландцами (1:1). Было ли у вас по ходу матча ощущение, что не сможете отыграться?
- По ходу матча надо думать не о том, проиграть или не проиграть, а о том, как отыграться. Мы были заряжены на то, чтобы взять свои очки. Надо сказать, что Ирландия была тогда очень сильная. Они обыграли англичан, до последнего бились с голландцами. Может, там не было ярких звезд, но команда была как один организм. Они заслуживали выйти в полуфинал.
- И Голландия тогда оказалась на грани вылета…
- Голландцы набирали форму по ходу турнира. Если брать групповой турнир, то мне кажется, они уступали ирландцам по игре. Ирландия выглядела мощнее.
|
Листочки Лобановского
- В третьем туре сборная СССР обыграла англичан (3:1), а вы забили один из мячей. Помните ту игру?
- Мы играли во Франкфурте днем. Было очень жарко, больше 30 градусов. Наша готовность позволяла показывать хорошую игру - с прессингом, коллективным отбором. Уверенности придал и быстрый гол, забитый Алейниковым. Англичане отыгрались, и затем был момент, когда они нас простили - спасла перекладина. Но объективно мы были сильнее и воплотили преимущество еще в два мяча.
- Затем был легендарный полуфинал с Италией (2:0). Легендарен он прессингом в исполнении нашей сборной от первой до последней минуты. Какая из версий правдивая: игроки писали на листочках, прессинговать или нет, или же все решалось в личной беседе с Валерием Лобановским?
- Я уже и не помню, писали на листочках или нет. У нас к тому времени было много информации о сопернике, записи всех трех матчей в групповом турнире, которые мы изучали. Валерий Васильевич подводил нас к тому, что сопернику нельзя давать разгуляться, надо прессинговать. Некоторым казалось, что это наше решение (улыбается). Но со временем я понял, что это было решение тренерского штаба и Валерия Васильевича.
- Также при Лобановском было принято писать на листиках состав перед матчем. После полуфинала и дисквалификации Олега Кузнецова игроки писали свой вариант замены ведущего защитника?
- Нет, тогда не писали.
- Как вы считаете, кого лучше было поставить вместо Сергея Алейникова, которому приписывают вину за первый мяч в финале?
- Смысл об этом сейчас говорить, если мы не можем проверить. Да, Алейников ошибся довольно грубо для нашей команды. Но в мире нет футболиста, который не ошибается на поле. Между прочим, за этот гол получил в раздевалке я (смеется). Я играл с Гуллитом, я отвечал за него. Наигрывали, когда идет стандартное положение и мяч выбивается из штрафной, то мы быстро выходим на линию штрафной и оставляем соперника "вне игры". Все вышли, Алейников остался. Мало того что остался, еще и проиграл верховую борьбу ван Бастену, который сбросил мяч на Гуллита. Но получил я (улыбается). Я не стал доказывать, вступать в диалог, потому что считаю, что в перерыве должен быть тренерский монолог. Если все начнут говорить, то это будет бардак, базар. Я спокойно все выслушал, прекрасно зная, что я прав в том моменте. После игры, когда страсти стихли, Валерий Васильевич подошел, извинился.
- Чем отличались два матча со сборной Голландии - в группе и в финале?
- В первом матче голландцы выглядели лучше, но проиграли, во втором - мы были лучше, но проиграли. Во втором матче они выглядели не так смело, как в первой игре, уже побаивались. У нас были пенальти, штанга, момент Беланова в первом тайме… Ну и гол Марко ван Бастена, который забивается раз в 20 лет… Две равные команды, и тут без удачи, без доли везения никак не обойтись.
Табло
Чемпионат Европы по футболу - 1988. Финал
Мюнхен. "Олимпийский стадион". 72 300 зрителей.
СССР - Голландия - 0:2
Голы: Гуллит (34), ван Бастен (54).