Обезьяна, превращаясь в человека, долго смеялась

Способность хохотать досталась нам в результате эволюции.

Приматы скалят зубы так же, как и человек. Только прищуриваться не научились. Фото: globallookpress.com и Олег РУКАВИЦЫН.

"Смех бывает гомерический, софронический и это... как его... от щекотки" - так шутил Аркадий Райкин, изображая полоумного ученого. Мол, смотрите, чем они иной раз занимаются. Сегодня подобные шутки уже неактуальны. Поскольку смех стал объектом серьезных исследований. И даже источником научных открытий.

- Смеются не только люди, - уверяет доктор Марина Давила Росс из Портсмутского университета в Великобритании. - Этой способностью природа наградила и других приматов. Хотя и не дала развиться у них членораздельной речи.

В своих экспериментах ученые из Великобритании, Германии и США записали смех 25 детенышей разных приматов и трех человеческих младенцев. Смех у испытуемых вызывали щекоткой.
Анализ записанных звуков, конечно, показал отличия человеческого смеха от обезьяньего. Так, например, у хохочущих людей гортань колеблется с фиксированным набором частот, благодаря чему мы можем отличить одного человека от другого только по голосу. У смеющихся обезьян эти частоты оказываются случайными. В результате их веселье получается более шумным. Кроме того, обезьяны способны смеяться на вдохе, тогда как люди смеются только на выдохе.

- Но продолжительность звуков и частоты самых громких выкриков оказались примерно одинаковыми, - рассказывает доктор Росс. - Построив "эволюционное древо" на основе 11 параметров смеха различных видов обезьян, мы пришли к выводу, что больше всего на человеческий походит смех карликовых шимпанзе бонобо.

Вывод ученых: человеческий смех эволюционировал из обезьяньего. От них нам достались и своего рода атавизмы. Например, улыбаясь, мы приподнимаем уголки губ так, что становятся видны верхние резцы. Это оставшийся от эволюции так называемый след агрессивности. Смеясь, человек прищуривается. Это уже атавизм доброй воли. Мол, до такой степени доверяю собеседнику, не ожидая от него ничего плохого, что даже прикрываю глаза.

И еще выяснилось, что смех изменяется с возрастом.

- Беспричинная и бессознательная улыбка на лице младенца выражает телесную радость бытия: "Я существую, я сыт и любим", - объясняет ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований при РГГУ, член Международного общества по изучению юмора доктор философских наук Леонид Карасев. - Чувственный, плотский смех-стыд, радость взволнованного и смущенного тела - это достояние ранней юности. С возрастом эту наивную первостихию вытесняет смех ума, а позже появляется и улыбка мудрости, как у Будды или Джоконды. Высшая же победа человека - это смех над собой.

Кстати, о щекотке. Специалисты из Университета Калифорнии в Сан-Диего выяснили, что когда ребенок начинает осваивать эмоции, то смех от щекотки становится его первой реакцией на окружающий мир. Позже этот рефлекс развивается в чувство юмора, которое, в свою очередь, помогает адаптироваться в окружающем мире. Ученые не исключают: замкнутые, угрюмые, не понимающие шуток и анекдотов люди вырастают из тех, кого в детстве мало щекотали. 

КСТАТИ

Бесплатное лекарство

Как уверяют медики, при смехе происходит настоящая биохимическая буря. Мозг вырабатывает эндорфины, сходные с теми, что образуются при наркотическом опьянении. Повышенный уровень антидепрессантов - амфетаминов резко увеличивает степень полученного удовольствия. Судорожные спазмы сотрясают грудную клетку и диафрагму, сердце колотится 120 ударов в минуту. Подобные эффекты позволяют приравнять смех к лекарству, которое помогает от астмы, мигрени, некоторых сексуальных расстройств. Смех разглаживает кожу, cтимулирует пищеварение, очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови.