Юбилей "Обыкновенного чуда": Вместо Евгении Симоновой Принцессу могла сыграть Лариса Удовиченко

Музыкальному фильму-сказке "Обыкновенное чудо" Марка Захарова в этом году исполняется 35 лет. Картина вышла на экраны в 1978 году и произвела фурор.

В Короле Евгения Леонова все тут же увидели сатиру на Брежнева. Фото: кадр из фильма.

Романтичный Александр Абдулов. Андрей Миронов - циничный Министр-администратор, в котором читалась явная сатира на окружавшую бюрократию. Нежная Евгения Симонова в роли Принцессы. Олег Янковский в образе загадочного Волшебника, Евгений Леонов - обаятельнейший из Королей… Что ни роль - то в яблочко! В этом фильме собрался целый букет прекрасных актеров, на которых невозможно было не любоваться. Сегодня мы рассказываем, как рождалась лента, которая пережила многих артистов, в ней сыгравших, и вообще стала бессмертной…

Марк Захаров настоял, чтобы Медведя играл Александр Абдулов (на фото). Фото: кадр из фильма.

Как все начиналось

- Я писал сценарий экранизации сказки Евгения Шварца очень вдумчиво, медленно,  - вспоминает режиссер Марк Захаров. - Фоном постоянно играла кассета с Джо Дасеном… Мне, конечно, хотелось снимать в фильме своих, ленкомовских актеров. Сразу знал, что Волшебником будет Олег Янковский. А роль Короля писал под Евгения Леонова.

Большие и длительные пробы проходили на главные роли Медведя и Принцессы. "Шкуру" Медведя примеривали Валерий Шальных, Евгений Меньшов, Евгений Герасимов.

- Я отстаивал кандидатуру Саши Абдулова, но у мосфильмовского руководства были сомнения, - говорит режиссер. - Абдулов жаловался: "Обычно пробуют меня, а потом снимают Костолевского". Это его признание добавило мне спортивного азарта, и я добился, чтобы утверждение получил Саша.

В роль Принцессы вживались Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Евгения Глушенко, Марина Яковлева, но утверждение получила Евгения Симонова.

Хотя пробовался Евгений Герасимов...

Спор с Леоновым

По признанию Марка Захарова, Евгений Леонов очень помогал ему на съемках.

- Он как никто понимал, как будет выглядеть комический момент на пленке. Несколько раз просил "актерский дубль", который потом на пленке оказывался выигрышнее, - вспоминает режиссер. - Но однажды победу в споре одержал я, правда, в ином, цензурном аспекте.

Король Леонова должен был появиться в оконном проеме, задерживаясь для общего приветствия перед сценой венчания.

Режиссер попросил артиста приветствовать собравшихся, приподняв руку, как это делали в то время члены Политбюро на трибуне Мавзолея. Но Евгений Павлович качал головой: "Не пропустят! Будем переснимать, и за те же деньги".

Сняли для подстраховки вариант без подъема руки. Но на худсовет выставили первый вариант. И проскочило!

...и Евгений Меньшов.

Придирки цензуры

Зато вырезали фразу Министра-администратора, обращенную к Королю: "Стареет наш королек": Леонид Ильич в это время как раз сильно сдал.

Много споров у цензоров вызвала интригующая песенка Миронова про бабочку. Они заподозрили неприличные сексуальные намерения у воробушка, но режиссер убеждал, что намерения исключительно гастрономические, и в итоге убедил.

Принцессой стала Евгения Симонова... Фото: кадр из фильма.

Истории на съемках

Евгения Симонова на съемках все не могла найти в себе силы выстрелить из пистолета.

Актриса так вспоминала об этом: "Я органически ненавижу пальбу. А чтоб самой выстрелить, и представить не могла! Но в сцене, где Принцесса сбегает из дома Волшебника, она палит в потолок. Начали снимать, вскидываю пистолет… и не могу нажать на курок! Съемка встает. Чуть не плача, объясняю: это не каприз, такая у меня особенность от природы. Все уговаривали: "Патрон холостой, ни в кого не попадет!", а поняв, что это не помогает, стали стрелять из пистолета: "Смотри! Ничего страшного!" Смотрю и думаю: или сорву съемку, после чего скажут: "Экая Принцесса!", или себя пересилю. Взяла пистолет: "Давайте повторим!" "Мотор!" И в нужную секунду я нажала на курок, не отпрянула, не выронила пистолета. Правда, чуть зажмурилась - и в кадре это видно…"

...а могла быть Лариса Удовиченко...

Натурные съемки проходили в люберецком песчаном карьере, на дне которого была огромная лужа. Шла работа над финальной сценой - уход, прощание со сказкой. С одной стороны лужи - Симонова и Абдулов, с другой - режиссер, съемочная группа. Режиссер просит артистов подойти ближе к луже, Симонова встает на мокрый песок и вдруг начинает визжать. Все засмеялись, подумав, что Абдулов щекочет ее, а потом замерли в ужасе! На глазах съемочной группы актриса стала уходить в зыбучий песок на краю лужи - по пояс, по грудь… Абдулов схватил ее за руки, тянет, но сил не хватает. К счастью, на съемках дежурила пожарная машина, все пожарные были сильные спортивные ребята. Если бы не они, неизвестно, чем все бы закончилось!

Трюки Александр Абдулов выполнял на съемках сам. Не обошлось без эксцесса. В фильме есть сцена - актер на коне влетает под арку, цепляется за выступ каменной кладки и подтягивается на руках. Во время съемки Александр отпустил поводья и уже собирался подтянуться, но забыл освободить ноги из стремян, и в этот момент лошадь, почуяв свободу, понесла и промчалась на глазах всей киногруппы несколько десятков метров с болтавшимся в стременах всадником. После этого ЧП артисту предложили дублера. Но Абдулов убедил, что, раз он окончил школу верховой езды, все сделает как надо. И на втором дубле не подкачал.

...или Марина Яковлева.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду.

А кто у нас муж?/ Волшебник…/ Предупреждать надо!

Будете мешать, оставлю без обеда.

Топор, палача, рюмку водки! Водку мне, остальное ему!

Хорошо, когда женщина есть.