Не так давно "КП" в Украине" рассказывала о том, что собой нынче представляют организованные для киевлян прогулки на теплоходах. А теперь вспомним, как был налажен летний речной отдых в более давнюю пору.
На веслах, под парусом и с мотором
Простейшим видом речных прогулок с незапамятных времен были обычные лодки с веслами. В старину, как и сейчас, киевляне охотно использовали их для проведения досуга на Днепре, озерах, прудах. Такие прогулки легко могли превратиться в романтическое приключение - как в известной народной песне: "Мы на лодочке катались, Золотистой, золотой. Не гребли, а целовались, Не качай, брат, головой".
|
Но катание было чревато опасностью - на Днепре случались внезапные шквалы, переворачивавшие утлые лодочки. Недаром вдоль реки у Киева были налажены дежурства местного отделения "Общества подания помощи при кораблекрушениях", устав которого утвердили еще в 1871 году.
Состоятельные киевляне приобретали собственные яхты и становились членами местного яхт-клуба, основанного в 1887 году. На Днепре регулярно проводились регаты. Город предоставил сообществу яхтсменов участок земли на Трухановом острове. Там были возведены клубное здание, мастерские по постройке и ремонту яхт, боны и другие необходимые сооружения, рядом разбили живописный парк. Строительством занимались члены клуба, среди которых были известные специалисты - инженер путей сообщения Николай Максимович, архитектор Владимир Николаев, военный инженер Михаил Фабрициус и другие. А для изготовления яхт был выписан опытный мастер из Кронштадта.
В начале ХХ века уже были известны и моторные лодки. Одной из них - с мотором "Мерседес" - владел знаменитый киевский архитектор Владислав Городецкий. Моторка служила ему для того, чтобы перемещать с места на место целую виллу на воде - плавучую дачу, которую зодчий в соответствии со своим охотничьим увлечением назвал "Сафари". Хорошо знавший Городецкого киевский зоолог Эдуард-Николай Шарлемань вспоминал, что "это был красивый павильон в мавританском стиле, весь, как кружево, изукрашенный резными деревянными узорами, строенный из еловых досок и бересты, которая служила обоями, с цветниками, верандами, большими зонтиками, библиотекой, кухней на нижнем этаже и с каютами для гостей, с кроватями, умывальниками, с водопроводом и т. д.". Рассказывали даже, что в днище "Сафари" имелись специальные иллюминаторы, через которые можно было наблюдать за жизнью речных обитателей.
Паломничества по воде
В эпоху пароходов групповые прогулки киевлян на водном транспорте не были столь популярны, как в наше время. Но все же порой они проводились. Чаще всего это делалось с познавательной целью для учащихся. Важную роль в подобных мероприятиях играл Давид Марголин - известный киевский предприниматель и филантроп. Он был фактическим хозяином пароходства по Днепру и время от времени бесплатно предоставлял речные суда для экскурсий гимназистов и гимназисток. Его добрые дела высоко ценились: коммерции советник Марголин состоял почетным блюстителем Фундуклеевской женской гимназии в Киеве, удостаивался за полезную деятельность чинов и орденов.
Приятными речными прогулками становились поездки на рейсовых пароходах в дачные местности. К примеру, внизу по Днепру находились Китаевские дачи. Они обходились совсем недорого - каких-то 15-20 рублей за комнату на весь летний сезон. Каждое утро пароход возил желающих из Киева к Китаевской пристани, а в четыре часа пополудни следовал обратно. Среди пассажиров можно было встретить не только дачников, но и богомольцев. Ведь неподалеку размещалась Китаевская Свято-Троицкая пустынь - известная обитель со старинными пещерами.
|
Точно также паломники и дачники плавали вверх по Днепру. Здесь находилась знаменитая казацкая святыня - Межигорский монастырь, в котором с конца позапрошлого века возобновились богослужения, прерванные при Екатерине II. Никому не приходило в голову огораживать Межигорье стеной пятиметровой высоты, сюда свободно добирались по реке богомольцы. А монастырская гостиница летом служила дачным пансионом для одиночек и малосемейных. Немало киевлян за умеренную плату пользовались всеми преимуществами Межигорья - тишиной и уютом, купальнями на открытом берегу, отличной рыбной ловлей.
В "лаптях" и "Москвичах"
В советское время пыхтящие дымом пассажирские пароходы уступили место разнокалиберным теплоходам. Уцелевшие паровые суда курсировали по совсем уж коротким маршрутам, совершая челночные перевозки с берега на берег. Так, до постройки в 1957 году пешеходного моста к городскому пляжу на Трухановом острове туда день-деньской сновали небольшие катера. За непритязательный внешний вид киевляне окрестили их "лаптями".
Более представительно выглядели прогулочные речные теплоходы типа "Москвич" с характерными закругленными формами. Они вмещали 150 человек в салонах и на открытых палубах. Еще больше пассажиров - 220 - принимали на борт теплоходы типа "Бойченко" (названный по фамилии известного украинского писателя и комсомольского деятеля Александра Бойченко). Здесь палуба в кормовой части была покрыта тентом, к услугам пассажиров имелся буфет.
Возможности для речных прогулок были разнообразнейшие: панорамные экскурсии по реке в сопровождении гида, выезды в устье Десны или на живописные острова. Все это стоило буквально копейки, а для групп из 15 и более человек применялся льготный 50%-ный тариф.
|
КСТАТИ
Пикник для политиков
Пикники по реке - одна из популярных ныне форм корпоративов - не раз проводились и в прошлом. К примеру, из воспоминаний Константина Станиславского в книге "Моя жизнь в искусстве" можно узнать, что во время киевских гастролей труппу Московского художественного театра погрузили на специально нанятый пароход и повезли кататься под музыку оркестра. А когда причалили к живописному лугу, то продолжили гуляние на природе. В июне 1917-го специальное прогулочное судно приняло на борт политических деятелей. В то время в Киеве велись напряженные переговоры между сторонниками Временного правительства и Центральной Радой. Для сглаживания противоречий между участниками им устроили совместное катание по Днепру с вином, закуской и песнями.