В 2010 году в Донецке будет метро

Наверное, каждый дончанин хотя бы раз натыкался в разных местах города на бетонный забор с загадочной красной буквой "М" - строящееся метро. Но вряд ли кто-то догадывался, какой триллер разворачивался за этим невзрачным забором. Настоящая борьба за выживание

Наверное, каждый дончанин хотя бы раз натыкался в разных местах города на бетонный забор с загадочной красной буквой "М" - строящееся метро. Но вряд ли кто-то догадывался, какой триллер разворачивался за этим невзрачным забором. Настоящая борьба за выживание!

В 2003 году строительство Донецкой подземки почти остановилось. Когда же выяснилось, что законсервировать стройку не только экономически невыгодно, но и опасно для города, работы возобновились... В 2012 году в Украине пройдёт футбольный чемпионат "Евро-2012". И вопрос - откроется ли в Донецке метро - из социально острого становится уже вопросом престижа города.

Ветхие дома снесут

Чтобы узнать, как сегодня обстоят дела на подземной стройке, корреспондент КП направился к руководству будущего метрополитена.

- Городские власти делают всё, чтобы к "Евро-2012" в Донецке было метро, - заверил начальник дирекции строящегося метрополитена Виталий Шаталов. - И уже в 2010 году планируется запуск первой очереди, которая соединит Пролетарский район с центром, а в 2012 году должна открыться вторая очередь (до "Белого лебедя"). Таким образом, на линии Пролетарская - Киевская к 6 намеченным добавятся ещё 2 станции.

На данный момент активное строительство ведётся на 5 станциях ("Мушкетовская", "Красный городок", "Левобережная", "Пролетарская", "Политехнический институт"). Станция "Чумаковская" предполагается как сквозная (выход пассажиров только в аварийных случаях).

- Сейчас в дирекции идёт речь об очень необходимой крупной покупке - тоннелепроходческом щите, на который потребуется потратить 14 млн. долларов, - говорит Виталий Шаталов. - Это приобретение позволит проходить 300-500 метров перегонных тоннелей ежемесячно. Также планируется завершить сооружение электродепо (строительство самих корпусов, вынос линий передач 110 кВт, водопроводов, газопровода). Предполагается начать строительство инженерного корпуса, для чего необходимо снести 13 ветхих домостроений, отселить жильцов и предоставить людям новые квартиры. Здесь требуется помощь областных и городских властей.

Финансы поют романсы

Проблема с рабочими кадрами частично решена. На стройплощадке сейчас трудятся в общей сложности 700 человек. Задолженности по заработной плате, благодаря виртуозному руководству "Донецкшахтометростроя", нет. Однако сумма, которую в среднем получает рабочий в месяц, оставляет желать лучшего - всего 1,5 тыс. гривен. Дело в том, что метростроители приравниваются не к шахтёрам, а к обычным строителям, хотя и ведут подземные работы. Поэтому и такие скромные зарплаты.

Да, на уровне правительства был поставлен вопрос о негосударственных источниках финансирования. Метростроительство в Донецке, в принципе, очень привлекательно для зарубежных инвесторов. Были предложения из Китая, Франции, Японии, Турции, Израиля, но всё так и осталось на уровне переговоров, никаких договоров заключено не было. Инвесторов пугает нестабильная политическая обстановка в Украине. Так что пока донецкая подземка строится только на государственные деньги.

Впрочем, с июня 2007 деньги на счета "Донецкшахтометростроя" не поступают. Руководство вынуждено брать кредиты в банках под большие проценты... А Донецк тем временем в буквальном смысле слова задыхается от пробок. И увеличение автопарка уже не решает проблему, с которой ежедневно сталкиваются жители спальных районов, - как вовремя добраться на работу? Ведь ширина дорог остаётся прежней, а машин всё больше.

К слову

Сегодня метро есть в Киеве, Днепропетровске и Харькове.

Только цифры

По "Государственной программе строительства и развития сети метрополитенов 2006-2010" Донецку предполагается выделить в общей сложности 1 млрд 205 млн грн. Из них - 846 млн из госбюджета, 241 млн - из областной и 118 млн из городской казны.

Информация к размышлению

Пропускная способность одной линии метро - 20 тыс. человек в час. По плану в Донецкой подземке будет 3 линии и 22 станции. Открытие метрополитена позволит создать 1500-1800 новых рабочих мест.

Официально

С вопросом, будет ли запущена первая линия метро в Донецке к чемпионату "Евро-2012", корреспонденты "КП" обратились к мэру города Александру Лукьянченко.

- Пока ещё об этом речь не идёт, - сообщил городской голова.