Как «Комсомолка» нашла в Абхазии сестру винничанки

Женщины потерялись 14 лет назад после грузино-абхазской войны. Война в этом краю закончилась еще осенью 1993-го. Но до сих пор Страна души (так переводится Абхазия) лежит в руинах. 11 лет там вообще не ходили поезда, только в 2004 году начал курсировать по маршруту Москва - Сухуми

Любовь Сиденко читает письмо от сестры.

Женщины потерялись 14 лет назад после грузино-абхазской войны

Война в этом краю закончилась еще осенью 1993-го. Но до сих пор Страна души (так переводится Абхазия) лежит в руинах. 11 лет там вообще не ходили поезда, только в 2004 году начал курсировать по маршруту Москва - Сухуми. Но и он ездит лишь раз в неделю. В непризнанной республике не работает почта, письма 14 лет никто не пишет и не получает. А телеграмма доходит только через две недели. У местных предпринимателей даже завелся бизнес - возят из России газеты и журналы. Потому неудивительно, что многие родственные связи прервались. Пережила разлуку с сестрой и 62-летняя Любовь Сиденко, жительница села Вороновицы, что на Виннитчине.

Паломничество к «русской Вере»

Пассажиры ждали в Виннице отправления автобуса: собирались совершить паломничество по православным святыням Абхазии. И тут к нам подошла эта женщина. Едва сдерживая слезы, она попросила водителя найти в Сухуми ее сестру, с которой потерялась сразу после войны, еще в 1993-м.

- Телефона нет, почта не работает, доехать здоровья не осталось, - объяснила Любовь Сиденко. - Привезите хоть какие-то новости.

И протянула ему конверт с адресом, а в нем письмо. Не знаю почему, но я решила помочь шоферу разыскать в Сухуми родственницу винничанки.

Уже на месте оказалось, что сделать это совсем не просто. После войны многие улицы переименовали. Нашлись однофамильцы Допуа, и те вспомнили, что живет в городе под такой фамилией некая «русская Вера». Вот ее мы и искали весь вечер.

Надо сказать, что люди, пережившие горе, всегда душевно щедры. Нам бескорыстно и заботливо помогали все абхазцы, к которым мы обращались. Лишь благодаря им, ближе к ночи, мы увидели пятиэтажный дом, где на первом этаже, как нам объяснили, и проживает Вера Допуа.

Пожертвовал собой ради детей

Уцелевших ламп во дворе и подъезде не было, поэтому пришлось подсвечивать номера квартир мобильником.

- Кто там? - услышали настороженный голос через дверь.

- Мы из Украины, письмо привезли от вашей сестры, - ответили мы с волнением.

Видно, женщина не поверила, потому что долго не открывала. Однако, поколебавшись, все-таки отперла и просто оцепенела, когда увидела обратный адрес на конверте. От неожиданности Вера Ивановна не могла вымолвить ни слова! Зато когда на следующий день пришла к нашему автобусу, чтобы передать письмо в Украину, остановить ее рассказ было невозможно.

...Жили-были в селе Комарово на Виннитчине две сестры-погодки. Как-то младшая Вера поехала к родственникам в Меджибож (Хмельницкая обл.) - дядя работал там в военной части. И познакомилась с солдатом Важей Допуа из Сухуми. Парень так запал на красивую украинку, что полгода засыпал ее письмами. А когда закончил службу в армии, приехал к Вере в село с двумя земляками-дембелями. И сразу сказал, что намерен жениться. Да заявил так, что стало ясно: парень серьезный и от своего не отступится. Несмотря на то что Вера только окончила 9-й класс, родители дали согласие.

Важа, или Володя, как она его называла, оказался очень добрым человеком. С ним она воспитала двоих сыновей: Юру и Игоря. Но перед самой войной случилась беда. Важа работал водителем. Однажды повез в горы бетонные плиты. На узком мосту ему навстречу выскочил грузовик с трубами. За ним следовал автобус с детьми. У Важи был выбор: или столкнуться с грузовиком, но тогда автобус с детьми должен был неминуемо свалиться с моста, или самому повернуть руль в пропасть. Важа выбрал второе...

Вера осталась одна с сыновьями. Спустя несколько лет в край пришла война. Старший Юра в это время учился в Москве, и женщина была за него спокойна. У младшего Игоря как раз во время боев родился ребенок. К счастью, жена у него была гречанка. В 1992 году греческое правительство прислало несколько кораблей, чтобы вывезти земляков с территории конфликта. Так украинку покинул и второй сын с супругой и новорожденным сыном.

Но вскоре знакомые стали говорить ей, что видели ее Юру и Игоря в военной форме с автоматами. Женщина не поверила - ее дети в Москве и Греции! Оказалось, что нет. Игорь отвез жену и вернулся в Абхазию, а Юрий, узнав, что его друзья защищают родную землю, бросил Москву и тоже попал в армию. Но ни один, ни другой не написали об этом матери, чтобы не волновать ее напрасно. После окончания войны оба также незаметно уехали в Москву и в Грецию. А Вера осталась одна в Сухуми.

Вот эту историю и письмо от сестры мы и привезли Любови Сиденко. Читала она его и плакала.

- Я думала, что уже ничего не узнаю, спасибо за весточку, - благодарила она нас. - Теперь обязательно начнем созваниваться. А еще сестра попросила, если кто-то от нас снова поедет в Сухуми, чтобы я передала ей саженцы смородины и ореха.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Поезд Москва - Сухуми уже отменен. Так что сейчас в Абхазию по железной дороге вообще не добраться.

Фото автора и из семейного альбома Любови Сиденко.