Документалисты "Интера" высветили забытые страницы нашей истории

В канун Дня Независимости на "Интере" впервые покажут документальную ленту украинского режиссера Иллариона Павлюка "Служу Советскому Союзу?". Заинтересовавшись не совсем обычной работой, "Комсомолка" взяла интервью у автора картины

Ту-95 - советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, ставший символом холодной войны.

Документалисты "Интера" высветили забытые страницы нашей истории

В канун Дня Независимости на "Интере" впервые покажут документальную ленту украинского режиссера Иллариона Павлюка "Служу Советскому Союзу?". Заинтересовавшись не совсем обычной работой, "Комсомолка" взяла интервью у автора картины.

Дать приказ "уничтожить" никто не решился

- Илларион, о чем пойдет речь в вашей "документалке"?

- О событиях 1992 года, которые сильно прогремели, но о них быстро забыли. О судьбах людей, участвовавших в вооруженных мятежах. Несколько военных частей, уже свободных от присяги Советскому Союзу, но еще не давших клятвы на верность ни одному образовавшемуся государству, по сути, самостоятельно выбрали, какой им стране служить.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце.

- Ну вот, например, сторожевой корабль СКР-112 со всем оснащением: глубинными бомбами, ракетами и прочим, подчинявшийся Москве и не принадлежавший Украине, поднял желто-голубой флаг и… уплыл в Одессу. Позднее его прозвали украинской "Авророй".

Когда он уходил из российского порта, его преследовали пять кораблей, которые бросали ему под винты канаты, открывали огонь по курсу. В воздух даже поднялись два штурмовика Су-25, чтобы уничтожить взбунтовавшееся судно. До сих пор неизвестно, кто отдал такой приказ. Корабль уцелел лишь потому, что летчики запросили подтверждение от конкретного лица, но, слава Богу, не нашлось никого, кто бы согласился взять на себя ответственность, и огонь так и не открыли.

Руцкого подвела память

- Мятежи происходили только на флоте?

- Отнюдь. К примеру, пилотов шести бомбардировщиков Су-24, которые находились на территории Украины и вылетели в Россию, не сбили лишь благодаря творившемуся тогда бардаку. Между прочим, один такой самолет стоит около двадцати миллионов долларов.

Мало того, что машины взлетели несанкционированно, так они еще и пересекли границы двух независимых на тот уже момент государств. Те же белорусы имели полное право их сбить, но не решились на подобный шаг.

Кстати, у летчиков остались семьи в Украине, которым могла угрожать опасность. Ну а в России их встретили как героев, показали по новостям, присвоили очередное воинское звание.


Фронтовой бомбардировщик Су-24. Стоит около $20 млн.

Есть версия, что скандальный перелет подготовил генерал Руцкой, бывший в то время вице-президентом России. Мы связались с ним, но он ответил, что события давние и он ничего такого не помнит. Представляете? Угнано шесть военных бомбардировщиков у соседнего государства, а человек не помнит, по его приказу это сделали или нет.

- Да, ничего себе "обмен": сторожевой корабль на шесть бомбардировщиков…

- Бывали случаи и похлеще. Так, в городе Узин Киевской области находился аэродром, на котором стояли 26 стратегических Ту-95. Подобная махина способна поднять 16 ядерных ракет, аналогичных по мощности бомбам, которые сбросили на Хиросиму, и, не перемещаясь за пределы Киевской области, поразить любую цель в Европе! На тот момент все стратегическое вооружение СССР оставалось подконтрольным Москве, ведь это был общий ядерный щит СНГ. Согласно договору, подписанному в Беловежской пуще, военная техника должна была находиться на территории тех государств, где стояла.

И вот генерал, командующий дивизией бомбардировщиков, просто-напросто нарушил приказ, когда ему велели пригнать ТУ-95 в Россию. Фактически его могли за такое расстрелять. Если бы, допустим, Ельцин и Кравчук договорились, и Украина сказала: "Да не нужны нам эти самолеты", то генерала бы выдали Москве, что стало бы для него смертным приговором. Причем этот человек по национальности русский и не ратовал за независимость Украины, просто он не хотел быть причастным к воровству военной техники. Он договорился с комдивом соседней дивизии, и на взлетные полосы выехали танки. Лишь благодаря этому бомбардировщики остались в Украине.

В армии остался служить только один

- И что стало с героями вашего фильма?

- Только один из них служит в армии. Летчики, удравшие в Россию, работают сторожами, охранниками, инкассаторами. Специалисты высшего класса… А машины, которые они с риском угнали, сгнили на аэродроме.

Оба заместителя генерала, не выпустившего бомбардировщики из нашей страны, зарабатывают на жизнь, делая табуретки.

Главный механик того самого сторожевого СКР-112 трудится в каком-то ЧП, а сам корабль порезали на металлолом, несмотря на то что он был недавно после ремонта.

В общем все эти люди оказались никому не нужны.

- Но почему вы заговорили о делах пятнадцатилетней давности?

- Каждый из этих людей был уверен, что совершает подвиг во имя каких-то идеалов, воинской чести, присяги. Они рисковали жизнью, не думая о карьере. Мы же рассказываем об их трагических судьбах. Тем более что данная тема актуальна по сей день.

Документальный фильм "Служу Советскому Союзу?" смотрите на телеканале "Интер" в четверг, 23 августа, в 22.30.

Фото предоставлено телекомпанией "Интер".