Львов может остаться без канализации

Если предприятия-пищевики не начнут очищать свои стоки и не модернизируют очистные сооружения.

Без анаэробной очистки - никуда

То, что в городе иногда чувствуется неприятный запах – не секрет. В 2012 году городская власть готова была даже на кардинальные меры: закрыть пищевые предприятия, ставшие якобы причиной зловония, а водоканал обещал отремонтировать часть канализации, где застаиваются зловонные массы стоковых вод.

Начались пикеты, недовольства - ведь остаться без работы не хотел никто.

Поэтому в декабре прошлого года чиновники мэрии собрали на совещание руководителей пищевых предприятий-виновников и пришли к мудрому решению: "закопать топор войны", найти общий язык и комплексный подход к проблеме.

Временами на улицах просто невозможно дышать из­за неприятного запаха из стоков. Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН.

В этом году зловоние ослабло, но не благодаря "секретному" совещанию, о котором в городском совете особо не распространялись, а благодаря тому, что некоторые директора попытались решить "зловонную" проблему.

И хоть волны неприятного амбре время от времени все еще окутывают город смрадной пеленой, прогресс очевиден.

Первыми на тропу войны со зловонием вышли дрожжевики. Именно за дрожжезаводе появилась первая в городе анаэробная очистка стоков без кислорода.

- Это очень дорогостоящее удовольствие, но завод серьезно отнесся к этой проблеме, - рассказал депутат городского совета Юрий Кужелюк. - Благодаря этому, огромный микрорайон – Лычаковская, Пасечная, Богдановская, Тракт Глинянский - избавился от невыносимого смрада.

Второй шаг в этом направлении, по словам депутата, сделал город. За бюджетные средства для самого большого – Сыховского - микрорайона закупят в Польше две очистительные станции за 650 тысяч гривен. Они будут работать со специальным реагентом (ферроксом), который сжигает сероводород. Тонна такого реагента стоит 4000 гривен, а в месяц его нужно 40 тонн. Но другого, более дешевого, способа борьбы со зловонием пока нет.

"Производители" амбре должны сами его и убирать"

К осени этого года обещают установить эти станции. А дозаторы установят только на следующий год.

Для Львова, по словам депутата, таких станций требуется около шести. Но пока что всех не закупают, потому что хотят убедиться в качественном конечном результате.

Остается привлечь к этому делу остальные предприятия, которые сбрасывают стоки в городскую канализационную систему.

- Если пищевики не начнут очищать стоки, будем собирать их еще раз и убеждать в необходимости либо модернизировать свои очистные сооружения, либо строить новые, - уточнил депутат. - Иначе Львов останется без канализации.

Хозяева предприятий должны знать, что город совершенно не заинтересован их прессовать либо закрывать, ведь промышленность должна работать.

- Почему зловоние из канализационных сетей вырывается наружу?

- Дело в том, что зловоние во Львове исходит от канализационных линий, где стоки качаются насосами вверх. Ведь город имеет холмистую поверхность, - объясняет Юрий Кужелюк. - И когда насосы не работают и прекращают качать грязную воду, она застаивается и начинает вонять, в результате в канализационных системах образовывается сероводород.        Это очень ядовитый газ, который имеет запах тухлых яиц, а смешиваясь с водой, он образует серную кислоту, которая буквально "сжирает" канализацию. Как это случилось на улице Стуса, Богдановской и многих других.

Дурной запах, по словам чиновника, не испаряется в воздух только тогда, когда воды идут самотеком и не застаиваются. Но, увы, пока во Львове в канализации сплошной застой.

Компетентно

Роман Вагнер, главный инженер предприятия "Барком":

- Мы будем модернизировать свои очистные сооружения только в том случае, если наше предприятие будет расширяться. Тогда, возможно, у нас появится такая потребность. А сейчас о чем-то таком речь не идет.
- У вас нет желания или денег?
- Желание есть. Но я сейчас не могу говорить, у меня совещание.

Богдан Бида, главный инженер "Львовхолода":

- У нас есть очистные сооружения на предприятии, и у нас нигде не воняет. А что касается модернизации, то извините - я сейчас за рулем, не могу говорить.

Официально

Ульяна Горбата, пресс-секретарь "Львовводоканала":

- Вы звоните мне в пятницу, в конце рабочего дня (на часах ровно 15.00. – Авт.) и хотите, чтобы я рассказала вам, что будет делать наше предприятие по модернизации канализации? Для этого нужен письменный запрос, поскольку руководства на месте нет, а я не компетентна в таком вопросе.