Один из лидеров Партии регионов рассказал «КП» о том, как составляли избирательные списки, а также о первых действиях в новом парламенте
Оппоненты уже играют в черные технологии
- Тарас Вячеславович, до официального оглашения избирательного списка Партии регионов в Интернете появлялись различные версии этого документа. Все они якобы были рабочими. И ни в одной из них вас не было в первой половине списка. Сегодня же вы идете под номером 3. Зачем и, главное, кому нужна была такая интрига с Тарасом Чорновилом?
- Это не наша интрига. Это интрига некоторых наших оппонентов, которые решили поиграть на определенных черных технологиях и сами придумали псевдосписки Партии регионов и сами же забрасывали их в Интернет. Я немного знал, как формировались списки, но непосредственно в самом процессе участия не принимал. Но я и так могу сказать, что ни один из тех списков, которые появлялись в Интернете, даже посредственного отношения к рабочим вариантам не имел. Задачей этих списков было даже не перессорить членов Партии регионов между собой, поскольку уже пробовали не один раз и все безрезультатно. Им нужно было сделать информационный выброс для избирателей: мол, в Партии регионов не все в порядке, они ругаются и т.д. Я это называю «комплексом 1991 года». Вспомните, с одной стороны на президентский пост от Компартии шел Леонид Кравчук. Единственный его оппонент Александр Ткаченко снял свою кандидатуру в его пользу. А против Вячеслава Чорновила, моего отца, боролись пять или шесть других представителей так называемого демократического лагеря. И речь тут не в том, что Вячеслав Чорновил не смог тогда стать президентом. Просто весь демократический лагерь, вместе взятый, тогда набрал меньше, чем один Кравчук, только по одной причине: люди не голосуют за тех, кто между собой ссорится. Такую психологическую нагрузку попробовали навесить на наших избирателей. Это ничего не дало и осталось практически незамеченным.
- А кто вообще составлял вам списки? Это были специально нанятые технологи, которые рассчитали привлекательность присутствия того или иного кандидата в списке для избирателя, или функционеры партии?
- Нет, технологи работают по составлению списков и программ не у нас. Это вот к БЮТу, к «Нашей Украине» относится, к технологическим проектам, у которых все делается с помощью технологов. Я знаю, там даже проводились специальные соцопросы, кто больше будет нравиться в первой десятке «НУ». И выбирали определенных людей. Хотя я не знаю, как эти люди могут понравиться кому-либо, но я лучше промолчу.
У нас были общепринятые принципы составления списков. Первое - все нынешние члены фракции должны быть включены в список. Второе - далеко не все из нынешних членов фракции окажутся в проходной части списка. Третье - большинство руководителей областных организаций ставятся не в первую часть списка, а в «зону риска», как бы стимулируя их более активно провести избирательную кампанию в областях. Четвертое - в список были включены люди, которые представляют другие политические силы, но только после их включения в наш партийный список. То есть никакого блока.
Выборы могут не признать
- Чем объясняется наличие в списке партии Нестора Шуфрича, Инны Богословской? Они же были лидерами СДПУ(О) и «Вiче» соответственно…
- Мы включаем в свой список весьма знаковые личности, которые, на наш взгляд и на взгляд наших избирателей, могут серьезно помочь электорально нам на выборах и очень важны для создания будущего правительства и развития партии в ближайшем будущем. Что касается Нестора Шуфрича, то он уже вступил в нашу партию. То есть он не просто приостановил членство в своей партии. Это не было неожиданностью для нас, для партийцев. Но снаружи это могло выглядеть немножко иначе.
- Что будет с Партией регионов после выборов? С кем вы планируете блокироваться в новом парламенте, если планируете, конечно же? Кто, по вашим прогнозам, сумеет преодолеть 3-процентный барьер из тех партий, которые не были в составе пятого созыва?
- Если такие партии пройдут, то, конечно же, мы будем искать с ними сотрудничество. Другой вопрос - будет ли возможно с ними работать? БЮТ и «Наша Украина» ушли в какую-то непонятку. Даже не в оппозицию, а в подвалы, в электрощитовые, Бог весть куда. Только не в оппозицию. С ними работать было просто невозможно.
Что касается прохождения новых партий, то мне кажется, вряд ли эти выборы преподнесут какие-то неожиданности. Речь идет о том, смогут ли мобилизовать своих избирателей социалисты. Если все будет хорошо, то вполне возможно, что в новом парламенте мы снова с ними создадим коалицию. Очень я сомневаюсь, что пройдет в парламент Блок Литвина, потому что он все больше контролируется Банковой.
Что касается наших действий после выборов, то первым делом мы закрепим нашу победу. Поскольку очень вероятно, что будет попытка не признать результаты выборов. Мы сейчас прорабатываем все, что можно, чтобы избежать каких бы то ни было провокаций.
Мы смотрим на 20 лет вперед
- Чем кардинально отличается программа Партии регионов в этом году от всех предыдущих?
- Главными пунктами программы является экономика. Социальная сфера - с одной стороны - и экономическое развитие - с другой. Очень серьезные шаги навстречу малому и среднему бизнесу. Именно мелкий и средний бизнес, не давая особой прибыли для бюджета, создает большое количество рабочих мест. А сегодня это нужно в первую очередь для того, чтобы подняться из демографической ямы, чтобы люди почувствовали какую-то уверенность. И на этом основании мы строим свои социальные обязательства.
- Народ уже привык к тому, что кто бы и что ни обещал, все равно лучше не становится…
- Наши обязательства хорошо рассчитаны. У нас есть такой человек в партии, который просто до абсолюта не умеет заниматься социальным популизмом. Это Николай Янович Азаров. И когда он объявил суммы, положенные при рождении ребенка, то, поверьте мне, он это хорошо рассчитал.
- Сейчас модно обещать деньги как раз родителям новорожденных…
- Но мы же знаем, что механическая система выплат, после того как в 2005 году появилась помощь в 8500 гривен, не дала должного результата. Резко возросло количество брошенных детей. Ежемесячные выплаты изменяют этот крен. А прямое курирование, как мы это себе представляем, позволяет контролировать родителей, которые уже получили первые выплаты. Государство будет знать, действительно ли родители занимаются воспитанием ребенка, на которого они получили пособие. И мы в таком случае будем вводить ответственность, прежде всего материальную. К тому же мы берем на себя ответственность за образование, гарантированное трудоустройство и предоставление муниципального жилья молодым.
Мы не просто будем повышать рождаемость, а будем готовить людей, которые смогут войти во взрослую жизнь и не будут закомплексованы из-за бедности и забитости. Ведь если просто родится на несколько миллионов украинцев больше, чем обычно, это не значит, что от этого стране станет лучше и если мечтой всей их жизни будет сбежать из этой страны.
Мы смотрим на 20 лет вперед.