Один из самых влиятельных продюсеров Украины и России явил миру книгу-откровение "Выходит продюсер", в которой от первого лица без цензуры и прикрас рассказывает о зарабатывании миллиардов на творческих идеях и решениях, скрупулезно (и доступно!) препарирует современный кинематограф и ТВ, посвящая читателя в подробности самых громких скандалов на ТВ с участием политической элиты…
О ДИРЕКТОРЕ-МОРЯКЕ
"В СССР продюсеров не было. Эта профессия могла существовать только в свободной экономике, а в Советском Союзе до оттепели 50-х кинематограф существовал в соответствии с указами ЦК КПСС. А мой дед, старый киносценарист, редактор и ветеран Украинской студии документальных фильмов, рассказывал, что после войны директором студии имени Довженко стал бывший моряк, который очень ценил ее производственный потенциал.
О ДЕДУШКЕ, КОТОРЫЙ НЕ ХОТЕЛ ДЕЛАТЬ "ЭТО СРАНОЕ КИНО"
Ведь цех декораций мог бы изготавливать мебель или гробы, вечно востребованную продукцию. А гараж мог бы оказывать услуги по доставке и авторемонту. И все бы это было возможно, "если бы кино это сраное не приходилось делать". Иными словами - работать не на идеологию, а на реальность".
О СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
"Канал "1+1" был создан с нуля с первоначальной инвестицией в 400 тыс. долларов. Мы решили, что Украина должна заговорить на собственном языке, который в начале 1990-х у многих ассоциировался с варварским суржиком, ведь целое поколение граждан росло с ощущением, что все модное и столичное говорится и пишется по-русски. И преодолели представление об украинском ТВ как о чем-то неполноценном!
КАК СКРОМНЫЙ ПРОДЮСЕР ПРЕВРАТИЛСЯ В МЕДИАМАГНАТА
У канала была головокружительная судьба: взлет и затем яркая жизнь, наполненная политической борьбой и судебными тяжбами (десятки исков, поданных в попытке контролировать редакционную политику канала). Жизнь, закончившаяся для меня продажей доли в 2008 году (за этот период я превратился из скромного независимого продюсера в постоянного члена списка Forbes и "украинского медиамагната"), более чем необычное превращение для киевского человека из интеллигентной семьи".
О СОБЛАЗНЕ ПОНЯТЬ, ОСУДИТЬ И ПОДЫГРАТЬ
"Пожалуй, я был единственным, кто "свалился в телик" из ниоткуда, а не приведен туда за руку какой-то политической структурой. Когда ступаешь на политическую тропинку - неизбежно скользкую, - возникает соблазн понять одних, осудить других и подыграть третьим. Но игры с политикой не имеют никакого отношения к журналистике! К другой вечной профессии имеют, а к журналистике - нет.
Наступление власти на редакционную политику начинается очень мягко, но стремительно приобретает катастрофический размах. Мы делали в 1997 году репортаж из Крыма о посягательстве на бизнес одного предпринимателя. Журналист раскопал, что лоббировал этот рейдерский захват тогдашний зять Кучмы Игорь Франчук.
После выхода сюжета в эфир Кучма заметил, что мы могли бы не упоминать, что Франчук его зять. А ведь с таких мелочей все и начинается: сначала не говорите, что зять, потом не называете фамилию, а в один прекрасный день вообще сидите и молчите.
О ЖУРНАЛИСТЕ В ОБМЕН НА ДЕПУТАТА
Кучма приглашал к себе руководителей основных каналов и выяснял, кто против кого и как играет.
Одно время я ездил в Администрацию президента как на работу. Чуть позже один из ключевых украинских политиков ультимативно потребовал, чтобы я уволил нескольких своих журналистов. Я иронично согласился - при условии, что он выгонит из своей фракции такое же количество депутатов…"
О ЗВОНКАХ КУЧМЫ
"Один из самых неприятных эпизодов, касающийся телеканала и власти, произошел накануне президентских выборов 1999 года. Воскресная программа, о которой идет речь, - "Эпицентр-дебаты" (постоянным участником ее был Георгий Гонгадзе, убийство которого впоследствии стало поводом для громкого скандала), - оказалась в фокусе внимания президентской администрации. Когда там узнали, как мы готовим финальные дебаты, мне позвонил сам Кучма и на "эксклюзивном русском" потребовал немедленно отменить программу. Иначе...
О ЛЖЕПРИСТУПЕ ВЕДУЩЕГО НА ТЕЛЕДЕБАТАХ
Это была та ситуация, когда выхода нет и выбора (накануне выборов) - тоже. Я должен был преподнести решение президента как собственное прозрение. Дескать, в момент, когда монтируется свет и прибывают гости студии, я вдруг осознаю: да ну ее, эту программу, не нужна она вовсе. Первым, кому я сообщил свое решение об отмене программы, был ее ведущий Вячеслав Пиховшек. А он последний месяц и так жил с валидолом под языком. Не понимая, как мы сможем остановить процесс за считаные минуты до начала эфира, он схватился за сердце, обмяк и прошептал, что сейчас упадет в обморок. "Валяй, старик", - говорю я. Выхожу из гримерки и объявляю, что у ведущего приступ. Его увозит скорая, а мы снимаем программу с эфира с официальным объяснением: "Ведущий в больнице".
О "ЗАПРЕТЕ НА ГРУДЬ"
"В США существует строгая система, определяющая возрастные ограничения для фильмов. Обнаженная женская грудь в кадре - прямой путь к рейтингу "лица 17 лет и младше на сеанс не допускаются", что является смертным приговором для фильма. Наш фильм "9 рота" из-за сцены с Белоснежкой, безусловно, получила бы в Америке этот рейтинг. В XXI веке обнаженка практически целиком исчезла из кино (за исключением прямого порно). 25 самых кассовых фильмов нулевых не содержат ни одного изображения обнаженной натуры. Более того, отсутствие откровенно сексуальных сцен - одно из необходимых условий финансового успеха фильма".
О ТОМ, КАК ВЫНУТЬ ХАРАКТЕР ИЗ СЕБЯ
"Сценарий "9 роты" не произвел на меня сильного впечатления, а вот сам его постановщик Бондарчук произвел определенно. На одну из главных ролей Федор взял своего племянника Костю Крюкова - это дополнительный риск для Федора, но Костя "будто вынул характер из себя". Неприятной неожиданностью на съемках стало то, что не приехал в последний момент Николай Фоменко и роль прапорщика Хохла был вынужден взять на себя сам Федор.
ОБ АФГАНИСТАНЕ В КРЫМУ
Афганистан решили снимать в Крыму. Я обратился к Евгению Марчуку, своему давнему знакомому, тогда министру обороны Украины, с просьбой. "Нам нужны танки", - говорю. "Сколько?" - спрашивает Марчук и иронично переходит к делу: "Вот смотри, у Украины сейчас есть четыре тысячи танков. Три тысячи можешь взять". Оказалось, что после развала Союза эти оставшиеся в Украине танки стали просто тоннами ржавого металла…"
"ПОЧЕМУ Я НАПИСАЛ ЭТУ КНИГУ"
Вот как сам Александр Роднянский в интервью "КП" рассказал о своем печатном детище:
"Однажды я провел мастер-класс, на котором отвечал на вопросы о профессии продюсера и конкретных фильмах, а потом запись моего рассказа издали брошюрой. Так я и поддался на уговоры коллег написать об этом предмете обстоятельно - все-таки о кинопродюсировании написаны только учебники. А в этой книге я обсуждаю профессию. Продюсер - это не просто тот, кто находит деньги на реализацию какого-то замысла, а тот, кто находит способы реализовать идею, а продюсированием можно назвать решение любой задачи! Книгу я писал около двух лет, в основном во время трансатлантических перелетов из Москвы в Лос-Анджелес, и старался быть предельно откровенным с читателем, чтобы это не выглядело в итоге "необязательным текстом, похожим на пиар".
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Александр Ефимович Роднянский родился 2 июля 1961 года в семье кинематографистов. Начинал свою карьеру как режиссер-кинодокументалист. Продюсер более 30 художественных фильмов и 20 сериалов, в числе которых картины "Восток-Запад" (1999), "Водитель для Веры" (2004), "9 рота" (2005), "Питер FM" (2006), "Обитаемый остров" (2008 год), "Облачный атлас" (2012). Два фильма, которые продюсировал Роднянский, были номинированы на "Оскар". Является основателем каналов "1+1" и "СТС Медиа", а также компании A.R. Films.