Пол Верховен раскрыл тайну «Черной книги»

Полу Верховену и Герарду Зетеману понадобилось 20 лет, чтобы написать сценарий к фильму, который смог стать возвращением режиссера к работе в Голландии. «Черная книга» стала участником конкурсной программы Венецианского кинофестиваля 2006 г. И номинировалась на премию «Оскар» 2007 г.

Сюжет картины разворачивается в оккупированном немцами Амстердаме

Известный голливудский режиссер рассказал, почему он решил снять свой фильм в Голландии

Полу Верховену и Герарду Зетеману понадобилось 20 лет, чтобы написать сценарий к фильму, который смог стать возвращением режиссера к работе в Голландии. «Черная книга» стала участником конкурсной программы Венецианского кинофестиваля 2006 г. И номинировалась на премию «Оскар» 2007 г.

- Пол, как бы вы описали жанр фильма?

- Это триллер, основанный на реальных событиях. Все сюжетные линии фильма берут свое начало в реальной жизни, мои персонажи списаны с реальных людей.

- Действительно ли существовала «Черная книга»?

- Вы имеете в виду так называемую «Маленькую черную книгу»? Безусловно. Многие писали об этом.

«Маленькая черная книга» - это дневник юриста Де Боэра из Гааги, который во время войны вел переговоры между Сопротивлением и главнокомандующими немецкой армии во избежание ненужного кровопролития. Члены Сопротивления совершали политические убийства, а немцы в ответ на это расстреливали заложников. Когда мне было шесть лет, я видел их трупы на улицах. Де Боэр был застрелен сразу же после войны. Убийцы так и не были найдены. «Черная книга» Де Боэра, в которой, вероятнее всего, были имена предателей из высших эшелонов власти, исчезла бесследно.

- В своих интервью вы отмечаете, что фильм «Черная книга» не лишен развлекательности.

- Конечно! Кино - это прекрасное пересечение искусства и бизнеса. Основная цель режиссера - соединение этих двух возможностей наилучшим образом. В результате фильм может стать важной культурной ценностью и в то же время иметь коммерческий успех.

Вершина моих стремлений - развлекательный фильм, адресованный широкой аудитории: от профессора до мелкого служащего в магазине. Такой фильм годами не теряет своей значимости. Помимо Дэвида Линча, лишь немногим удавалось достигать подобного результата.

- Вы с радостью воспользовались возможностью вновь работать в Голландии?

- Самое лучшее, что было в голландских съемках - это работа с такими потрясающими актерами, как Кэрис Ван Хаутен, Том Хоффман, Халина Реин. Нельзя забывать и прекрасных немецких актеров - Себастиана Коха, Кристиана Беркели, Вальдемара Кобуса. Это актеры высочайшего класса. В Америке у меня практически не было доступа к такой категории актеров.

Мне было бы приятно снимать в своих фильмах Николь Кидман или Тома Круза, но это нереально. Единственная возможность - делать проект, который создается специально под определенную звезду. Я не мог сохранять постоянный актерский состав от фильма к фильму в моих американских работах. А в Голландии я вновь и вновь встречаюсь на съемочной площадке с Рутгером Хауэром, Моникой Ван дер Вен и другими первоклассными исполнителями.

РЕЙТИНГ

Пятерка лучших фильмов Верховена по версии «КП»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Пол ВЕРХОВЕН родился в Амстердаме 18 июля 1938 года. Окончил физико-математический факультет университета Лейдена. Работу в кино начал во время службы в Королевском военном флоте, где снимал заказные документалки. Ставил сериалы на голландском ТВ. Дебютировал фильмом «Дело есть дело» в 1971 году.

Серией картин с участием Рутгера Хауэра прославился на родине и в Европе, а вслед за международным успехом «Четвертого мужчины» перебрался и в Голливуд, где снял суперуспешные фантастические боевики и эротические триллеры.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Певица еврейского происхождения Рейчел Стайн присоединяется к движению Сопротивления в Нидерландах. Проживая под чужим именем, она завязывает дружбу с офицером СС Людвигом Мюнтце. Офицер неравнодушен к Рейчел и предлагает ей работу.

Тем временем участники Сопротивления с помощью Рейчел разрабатывают план побега своих товарищей из тюрьмы. Но из-за доноса предателя план рушится. В результате Рейчел подозревают и немцы, и свои собственные товарищи.

Бесконечно любящий ее Людвиг скрывается вместе с Рейчел. Они находят приют в убежище, где надеются встретить близкий конец войны. Но освобождение не приносит Рейчел свободы, даже тогда, когда она находит истинного предателя…