Карен Шахназаров: "В Украине хотят снять "Мы из джаза - 2"

Знаменитый режиссер - о телевидении, Всемирной паутине и умирающем кинематографе.

Карен Георгиевич с сыновьями Василием (слева) и Иваном и супругой Дарьей на церемонии вручения премии «Золотой орел-2012». Фото: FOTOBANK.

Карен Георгиевич производит впечатление человека, который абсолютно никуда не торопится и имеет в запасе массу свободного времени. Как при этом легендарный постановщик умудряется успевать руководить студией "Мосфильм", работать над новыми картинами и участвовать в разно образных телепроектах в качестве приглашенного члена жюри - загадка. Перед съемками одного из таких проектов - "Большой джаз" - мы с режиссером и встретились.

"Хотите разочароваться в людях - зайдите в Интернет"

- Известные люди часто говорят: "Я телевизор вообще не включаю, так как из него идет сплошная отрицательная энергия..."

- Нет, я телевизор, конечно, смотрю. А почему не посмотреть-то, если есть время? Ну понятно, что отрицательная энергия и прочие неприятные вещи присутствуют. Но, с другой стороны, как можно сделать все телевидение добрым и осмысленным - сейчас, при таком-то количестве каналов, при том, что с утра до вечера эти каналы надо чем-то заполнять? Это просто невозможно. И это реальность сегодняшнего дня. Как Интернет. Это ведь тоже полный идиотизм. 90% того, что есть в Интернете, - это просто ужас! Хочешь разочароваться в человеке - зайди в Интернет, сразу станешь мизантропом. Но что делать?

- Создатели телевизионных шоу, как и вы, киношники, постоянно жалуются на отсутствие хороших сценариев.

- Это проблема потока, и с этим тоже ничего не поделаешь. Конечно, все хотят, чтобы каждый фильм был удачным. Но хороший сценарий  - это талантливая и серьезная работа, это не поток. И еще не факт, что даже при хорошем сценарии и достойной режиссуре ты попадешь в цель. На телевидении то же самое. Достойный сценарий, режиссура - редкость. И все это невозможно запрограммировать при потоковой системе, заложником которой является телевидение. Это жизнь, это, если хотите, цивилизация, которая пришла к такой вот форме существования.

"Никогда не возвращаюсь к своим фильмам"

- В Интернете есть информация о фильме "Мы из джаза-2", продюсером которого вы якобы являетесь...

- Действительно, в Украине есть один бизнесмен, любитель джаза. Он в свое время вышел на меня и на Сашу Бородянского (сценарист фильма "Мы из джаза". - Авт.) и предложил сделать продолжение. Я сразу сказал: "Я не буду этим заниматься, но вы, если хотите, делайте".

- А почему отказались?

- Я вообще никогда не возвращаюсь к своим фильмам. Картина проходит - и все! У меня нет желания делать продолжение и ремейки. Мне просто неинтересно возвращаться к своим историям, идеям, мыслям. Но я не против, если кто-то другой хочет снять продолжение моего фильма. Вот Федя Дунаевский хотел снимать продолжение "Курьера", даже сценарий написал, в котором его герой уже в наше время вновь встречается с Катей (Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева исполнили в "Курьере" главные роли, Ивана и Кати соответственно. - Авт.). Я ему тоже сказал: "Сам этим заниматься не буду, но ты, если хочешь, делай".

- В вашей фильмографии нет ни одного сериала. А на Западе многие большие режиссеры - Скорcезе, Финчер - активно сериалы снимают.

- Да, и ничего в этом удивительного нет - театральное кино вообще, по всей видимости, умирает...

- Умирает?! А как же гигантские сборы голливудских блокбастеров?

- Пусть сборы не вводят вас в заблуждение. Истинное количество заработанных этими блокбастерами денег может определить только налоговая инспекция (смеется). Так же как и истинный размер гонорара голливудской звезды. Поверьте мне как человеку, работавшему на фильме "Цареубийца" с известным голливудским актером (речь о Малкольме Макдауэлле. - Авт.). Звездам и продюсерам всегда выгодно официальные суммы увеличивать, потому что таким образом повышается значимость картины. Но, какие бы суперсборы ни декларировались, посещаемость кинотеатров падает по всему миру.

Кино становится все более анимационным. В кинотеатрах показывают либо мультфильмы, либо игровые картины, недалеко от мультфильмов ушедшие, - скажем, "Трансформеров". А кино живое, актерское уходит с больших экранов. И уходит как раз в сериалы.

- Значит, пора вам себя в сериалах попробовать!

- Мне как раз предлагает сейчас канал "Россия" снять сериал -  серьезный проект, экранизация классики. Подробностями поделиться не могу, так как пока не решил, браться за это или нет.

- Почему сомневаетесь?

- Понимаете, я по своей сути не стайер. Я ведь фильмы делаю очень быстро. Долго возиться не могу - теряю интерес. А сериал - процесс долгий, тут придется себя пре­одолевать. Но вы правы, об этом все равно надо задуматься. Потому что за сериалами будущее. А с учетом развития современной техники, домашних кинотеатров это особенно актуально. Понятно, что пятнадцатилетнему мальчишке с девушкой в кинотеатре хорошо - есть где ее за ручку подержать (улыбается). А взрослый человек скорее будет сидеть дома и на экране большого современного телевизора смотреть качественный телефильм.

- Новую полнометражную картину не собираетесь делать?

- Пока ничего конкретного нет. Я бы с удовольствием снял музыкальную картину, но этот жанр как-то умер... Причем везде, даже в Голливуде. Сейчас там этих картин очень мало. А когда-то в Америке их было огромное количество - сотни, тысячи! С 30-х по 50-е годы это был основной голливудский жанр, как потом боевики и триллеры.

- А готов ли современный зритель к мюзиклам?

- Боюсь, что нет. Музыкальное кино по своей природе условно. А современное кино движется к реалистичности. Это, конечно, скорее псевдореалистичность, но все равно условность мюзикла сейчас зритель принять не сможет. Ну вот как это так - герои поют?! 

"У Голливуда большие проблемы"

- На вверенном вам "Мосфильме" свои проекты снимают практически все российские телеканалы. То, что крупнейшая киностудия страны эксплуатируется прежде всего телевидением, - это для мировой практики нормально?

- Это общая тенденция. Если вы придете на голливудскую студию "Уорнер Бразерс", то увидите, что кино там давно не снимают. Там работают телевизионщики. Это тоже связано со спецификой кинематографа. Современные кинофильмы очень часто снимаются в интерьерах, павильоны уже не нужны. Большие декорации требуются далеко не всем и не всегда, они нужны для исторических картин, а их в процентном отношении снимается не так много.

- Вы сами часто ездите на зарубежные студии в рамках, так сказать, обмена опытом?

- Время от времени ездим - и мы к ним, и они к нам. Но дело ведь в том, что все мы - конкуренты. Поэтому, если на "Мосфильм" приезжает представитель западной студии, мы понимаем: у них дела плохи, и они хотят что-то разузнать, подсмотреть, заказ какой-то отсюда получить...

Вообще большие американские студии испытывают серьезные проблемы. В Лос-Анджелесе очень мало фильмов снимается. Снимают в Канаде, в Торонто, в Европе - там дешевле. Во многом поэтому телевидение занимает процентов 70 бизнеса американских киностудий. В этом смысле у нас все как у них. Телевидение поглощает кино, потому что оно мощнее и богаче.

Личное дело 

ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич - кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм".

Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре.

Заслуженный деятель искусств России, народный артист России.

Лауреат премии Ленинского комсомола (за фильмы "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх"), Государственной премии РСФСР (за фильм "Курьер"), трехкратный лауреат премии "Золотой орел" (за фильмы "Исчезнувшая империя", "Палата № 6", "Белый тигр").

Женат, трое детей (два сына и дочь от предыдущего брака).