Немецкого адвоката Виктора Баха депутаты Европарламента впервые пригласили в Страсбург на заседание круглого стола "ЕС - Украина: пути и перспективы сотрудничества". А заинтересовались они судебным процессом по иску Юлии Тимошенко к премьер-министру Николаю Азарову. Как известно, дело это закончилось не в пользу Юлии Владимировны. После удачной защиты премьер-министра имя Виктора Баха стало известно и в Украине. Что не поделили нынешний и бывший премьеры Украины и почему их спор был вынесен на территорию Германии, "КП" рассказал в Страсбурге сам Виктор Бах.
Уникальное дело
- Виктор, вы прекрасно говорите по-русски. Вы родились в бывшем СССР?
- Наши предки оказались в России 200 лет назад. В начале 90-х годов я с родителями уехал из Казахстана по программе возвращения немцев в Германию. Выучился на юриста и уже восемь лет работаю адвокатом в Гамбурге.
- В чем уникальность дела Тимошенко против Азарова?
- Впервые в истории Германии два зарубежных политика, действующий и бывший премьер-министры Украины, выясняли свои отношения в иностранном суде.
Все началось с иска Юлии Тимошенко, который она подала в Гамбургский суд после интервью господина Азарова немецкому каналу ARD. В беседе с журналистами Азаров неоднократно ссылался на документы американской прокуратуры по делу Павла Лазаренко, в которых Тимошенко прямо называется его сообщницей. Разумеется, это ей не понравилось, и она через суд решила запретить цитировать эти документы. Кроме того, Тимошенко требовала в случае невыполнения решения суда арестовать премьера на полгода или оштрафовать его на 250 тысяч евро. В этом и уникальность: в Германии судились два украинских политика из-за суждений, содержащихся в документе американской юстиции.
- Почему это дело попало под немецкую юрисдикцию? Ведь дело касается украинских политиков.
- Да, но высказывание украинского премьера было предназначено для немецкой аудитории. И именно на немецком телеканале он обвинил Тимошенко в причастности к коррупционным схемам.
Решение в пользу Азарова
- Какие доводы звучали со стороны Тимошенко?
- Тимошенко аргументировала, что обвинительного акта по делу Лазаренко не достаточно, чтобы обвинить ее в коррупции, и что американская юстиция не заводила дело в отношении нее. Вместе с тем адвокаты Тимошенко не оспаривали содержание документа. А в нем на протяжении 50 с лишним страниц несколько раз упоминалась госпожа Тимошенко. Там сказано вполне конкретно, сколько денег она переводила Лазаренко, каким образом помогала ему в поддержании коррупционной схемы. В итоге суд вынес решение в пользу Азарова. Германское правосудие подтвердило, что премьер-министр Украины имеет полное право цитировать эти документы и обвинять Тимошенко в коррупции.
- Но ведь дела в отношении Тимошенко действительно не было?
- Не было. Но, по мнению суда в Гамбурге, эти документы являются серьезным основанием для проведения расследования в отношении Юлии Тимошенко по подозрению в коррупционных связях. Гамбургский суд высказал в своем постановлении предположение, что в Америке ей не предъявили обвинение, потому что она не является гражданкой США и не находится на территории США. На мой взгляд, заниматься этими делами должна не американская прокуратура, а прокуратура Украины. Если, предположим, подобные коррупционные схемы строились бы с участием немецких банков или из Германии, Тимошенко теоретически могла бы и в ФРГ оказаться под следствием. У адвокатов Юлии Тимошенко было две недели на подачу жалобы против решения Гамбургского суда.
- Суд прошел еще осенью 2012 года, однако по нему до сих пор крайне мало информации…
- Немецкие журналисты не обратили на него внимания, потому что решение суда не соответствует общепринятому в Германии мнению. У нас мало кому в голову приходит, что Тимошенко может быть виновна. Однако среди юристов однозначного мнения на этот счет уже давно нет. Американские документы свидетельствуют, что обвинения в коррупции имеют очень серьезные основания.