Почему запорожские скорые не приезжают к пациентам за 10 минут

Накануне профессионального праздника медиков корреспондент "КП" один день поработала вместе с сотрудниками экстренной службы.

Врач Валерий Жариков (слева) работает на "скорой" 30 лет. Но от помощи нашего фотографа (справа) не отказался! Фото: Павел ВЕСЕЛКОВ.

После убийства фельдшера Марины Савониной большинство медиков впервые задумались, насколько опасно стоять на передовой медицины. Их и раньше оскорбляли и даже били, но теперь они отчетливо понимают, что каждый вызов может стать для них последним. Страшно и то, что после трагедии многие пациенты, страдающие психическими расстройствами, алкоголизмом или наркоманией, начинают пугать сотрудников скорой расправой. 
 
Сутки напролет
Понедельник, 8 утра. Телефон диспетчера Левобережной подстанции не умолкает. Вызовы, вызовы… До полудня в гараже подстанции не было ни единой машины – все "в поле". Мы в это время выехали с фельдшерской бригадой к 66-летней женщине. Поднимаясь по лестнице, встретили участкового врача, она только вышла от нашей пациентки. 
 
- Давление уже нормализовалось, - поспешила она порадовать сотрудников бригады.
Несмотря на то что пациентке стало легче, встретила нас с претензией. 
- Почему так долго? Если бы не участковый, я бы уже умерла, - выговаривает она фельдшеру, не прекращая жаловаться. – У меня такое высокое давление было… 
- Как только нам сообщили, мы сразу же выехали, - спокойно ответил Роман Бабаликов. Он уже девять лет трудится на скорой, знает, как разговаривать с перепуганными больными. 
 
Фельдшер Роман Бабаликов показывает - у них есть все необходимые медикаменты для оказания первой помощи. Фото: Павел ВЕСЕЛКОВ.
На самом деле, как только бригада получила задание, доехали мы очень быстро. Но до этого какое-то время все машины были на вызовах.
Выполнив все необходимые манипуляции, медик спросил, будет ли женщина ложиться в стационар. 
- Нет. Но если будет рецидив, то придется ложиться, - вздыхает Валентина Петровна.
 
Потом выяснилось, что за две недели это уже третья бригада, которая приезжала к пациентке. Зачастую такие бабушки и дедушки (кстати, больше половины вызовов - от пенсионеров с хроническими заболеваниями) отказываются от стационара, так как там нужны деньги на лечение. Им выгоднее позвонить в скорую, получить укол, снимающий обострение, чем ложиться в больницу...
 
Не успели мы вернуться на базу, поступил второй срочный вызов.
- На улице 12 Апреля плохо мужчине, - сообщил прохожий. 
Доктор Валерий Жариков, выехавший на вызов, за 30 лет работы много чего повидал, спас не одну жизнь. Но в этот раз медицинский опыт особо не понадобился. 
 
Опираясь на забор, еле стоит на ногах старик в окружении взволнованных прохожих. Понятно – пьян. Оставить его на улице медики права не имеют, потому укладываем на носилки и - везем. В вытрезвителе, который находится в подвале городской клинической больницы экстренной и скорой медицинской помощи, таких "отсыпающихся" хватает. 
 
- Час назад привезли сюда цыганку, которая по пути в больницу еще и проклинала нас, - рассказывает фельдшер Юлия. – Пока доктор оформлял документы, она собралась и ушла. 
Именно среди пациентов "под мухой" часто попадаются агрессивные, пускающие в ход кулаки в общении с врачами. Те вызывают милицию и ждут минут двадцать-тридцать ее приезда. 
 
Так и получается: пока медики выступают в роли "такси", перевозя здоровых, но изрядно подвыпивших людей, в их помощи может нуждаться сердечник или серьезно травмированный человек. 
К сожалению, нет четко прописанных правил, когда же все-таки нужно вызывать скорую, когда неотложку или же участкового врача. Но, по словам директора коммунального предприятия "ТМО "Областной центр экстренной медицинской помощи" Запорожского облсовета Станислава Конакова, как раз сейчас в министерстве над этим работают. 
 
Ну и цифры. В смене на Левобережной подстанции работают 8 машин. За одно дежурство медики бывают по 65 - 100 адресам. 
 
"Министерский" максимум
 
Обговаривая за чашкой кофе главные проблемы нынешней скорой, медики в один голос твердят, что установленное министерством время приезда (10 минут в городе и 20 - в области) сегодня соблюсти почти нереально. Судите сами: сейчас вызов от пациента поступает в центральную диспетчерскую (обслуживает Запорожье и Запорожский район), где сотрудница центра записывает все необходимые данные. После передает их в районную диспетчерскую, где их снова регистрируют, и только тогда оператор вызывает нужную бригаду. Все это занимает пять – семь минут. Вот и остается три – пять минут на дорогу, учитывая разбитый асфальт и возможные пробки. 
 
В будущем, когда планы по созданию единой центральной региональной диспетчерской воплотятся в жизнь, теория "десятиминутки" станет более реальной. В этой структуре будут работать двадцать диспетчеров (вместо сегодняшних восьми). Оператор заполнит всего несколько граф, после чего одним нажатием клавиши отправит сообщение бригаде. Это займет 30-40 секунд. Выбирая скорую, диспетчер будет пользоваться электронной картой, где по маячку можно будет следить за каждой бригадой. В случае тревоги будет возможность моментально вызвать милицию.
 
- Насколько быстро заработает новая структура, зависит только от финансирования, - признается заместитель директора коммунального предприятия "ТМО "Областной центр экстренной медицинской помощи" Запорожского облсовета Константин Малашенко. – До конца года мы планируем смонтировать диспетчерскую и обучить персонал. 
 
Только здесь нужно понимать, что без ремонта дорог, особенно внутриквартальных, без обновления нумерации домов и квартир медики не смогут сократить время прибытия. А это задача городских властей.
 
О машинах и оборудовании
 
Всего в области должно быть 170-180 машин скорой помощи. Сегодня работают 152, из них 64 - в Запорожье. Среди них 40 карет - новые (в городе - 12). В этих автомобилях есть аппараты искусственной вентиляции легких, кардиограф, дефибриллятор, система слежения за пациентом, необходимые препараты, применяющиеся во время перевозки больного на большие расстояния. 
 
Старые же линейные "Газели" требуют срочного обновления оборудования. И здесь нет ни кондиционеров, ни холодильников. 
- Зимой, бывает, даже растворы для инъекций замерзают, - говорит фельдшер Роман Бабаликов. – Нам приходится их разогревать. А летом они приобретают температуру кузова. Приходится списывать испортившиеся препараты. 
 
В жару медики покупают за свой счет сумки-холодильники, куда кладут воду для людей, пострадавших от тепловых ударов. Также специалисты признаются, что без кондиционеров в "Газелях" даже новое оборудование не всегда может выдержать температурные перепады. Кроме того, оно страдает во время тряски по неровным дорогам. 
 
- На каждую аппаратуру мы получаем сертификат использования, где указано, при какой температуре, влажности нужно хранить оборудования, но мы не можем выдержать те технические параметры, которые пишут в инструкции для эксплуатации, - говорит заведующая Левобережной подстанцией скорой помощи Лариса Рындина. 
 
…За день, проведенный с врачами, я поняла насколько это тяжелый труд. Им приходится не просто спасать жизни, но и ежедневно принимать на себя недовольство и агрессию. Да и поездки в "газели", когда на улице больше плюс тридцати, выдержит не каждый. Вечером я абсолютно выжатая доплелась до дома, а у врачей нашей смены впереди была еще целая ночь дежурства. 
 
 
ВАЖНО
Про безопасность 
 
Обещанный городскими властями список адресов потенциально опасных пациентов (без диагнозов) пока еще не появился. В то же время почти все ранее озвученные предложения по защите медиков самим сотрудникам скорой помощи не совсем понятны. Если говорить о электрошокере, то рассчитать результат его применения очень сложно. При использовании газового баллончика в закрытом помещении отравятся все. Тревожная кнопка - пока правоохранители приедут, живых не останется… 
 
И лишь одно предложение они поддерживают без оговорок – первым к потенциально опасному пациенту должен заходить милиционер. 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В области работают 2703 сотрудника службы скорой помощи.
В городе – 1200 человек.
С начала года в службу "скорой" поступило около 250 тысяч вызовов. Из них угроза жизни была у 6 тысяч пациентов.