Евро-2012 год спустя: проспект - без асфальта, город - без туристов и холод между партнерами

В июне прошлого года Харьков с головой ушел в главный футбольный праздник Европы. "Комсомолка" разбиралась, что сегодня осталось городу от великолепия годичной давности.

Новый наплыв гостей ожидают в 2015-м. Архив "КП"

Стадион почти продали
 
Евро прошло, а инфраструктура от него осталась. Спустя год самыми востребованными объектами ЧЕ в Харькове остаются Metalist Stadium и аэропорт. За  это время спорт-арена успела пережить настоящие баталии по поводу того, кто должен ею распоряжаться. Противостояние партнеров, готовивших город к Евро, - бизнесмена Александра Ярославского и градоначальника Геннадия Кернеса - завершилось продажей футбольного клуба "Металлист" и почти что продажей стадиона. Благодаря Евро-2012 воздушные ворота Харькова обзавелись новеньким терминалом и приличной взлетно-посадочной полосой. Сегодня аэропорт связан постоянным воздушным сообщением с десятком стран мира. Правда, интенсивность пассажирских перевозок сейчас значительно уступает прошлогодней, зато авиаторы доказали: можем, если надо.
 
"Ду ю спик инглиш?"
 
Харьков не зря к началу Евро завешивали англоязычными табличками и символами. Подвыпившим обитателям "Оранж кемпа" они очень даже помогали  ориентироваться у нас. Сегодня от вспомогательного материала мало что осталось: пиктографию в поздемке и на улицах сняли, английскую озвучку в метро отключили, а часть табличек с названиями улиц на английском исчезла. Сегодня только названия станций дублируются на иностранном.
 
Сразу после чемпионата город вернулся к своим привычным пейзажам. Архив "КП"
Год назад большинство ресторанов и кафе Харькова продублировали свои меню на английском. Сегодня многие отказались от этого за ненадобностью. Зато в отелях города  переводчики остались. Еще и цены значительно ниже заоблачных прошлогодних.
 
"Второго пришествия" фанов не случилось
 
После Евро-2012 мечтатели в галстуках прогнозировали, что теперь в Харькове отбоя не будет от голландцев, датчан, португальцев и немцев, которые  попробовали на вкус гостеприимность Первой столицы. Но те 70 тысяч интуристов, которые отметились в городе год назад, как-то не рвутся сюда опять. Второго нашествия европейцев, которого ожидали в мэрии, пока не произошло. Очередной "час Ч" – 17 июня: поностальгировать по Евро в этот день позвали голландцев. Но  тянет ли фанов Оранжевой фурии в Харьков – большой вопрос, хотя в соцсетях с  горожанами они охотно общаются. Например, англичанин Саймон Джордж переписывается с  жителями Новых Домов, у которых он с сыном останавливался год назад.
 
Окружная поизносилась
 
Накануне чемпионата больше всего разговоров было о том, какие дороги  приведут в порядок. Главные трассы, за которые отвечал облавтодор,  отремонтировали тогда по полной. Правда, та же окружная уже поизносилась, но колдобины дорожники заделывают вовремя.
А вот с внутригородскими дорогами не сложилось: даже проспект Гагарина, по которому ездили участники и гости Евро, так и не дождался верхнего слоя асфальтобетона. Торчащие над проезжей частью люки не дают расслабиться автомобилистам до сих пор.
 
Те улицы Харькова, которые по-быстрому латали к началу чемпионата, пережили то же самое и после его завершения - и не однажды.
- Чтобы отремонтировать всю улично-дорожную сеть, причем без внутрикварталки, нужно миллиардов десять, - объяснил "Комсомолке" замдиректора Городского департамента строительства и дорожного хозяйства Игорь Жданюк, намекнув, что на идеальные дороги рассчитывать не стоит.
 
Благодарны за троллейбусы
 
За что харьковчане до сих пор благодарны Евро-2012, так это за появление новых автобусов "Богдан" и троллейбусов ЛАЗ. Государство, правда, до сих пор не рассчиталось за взятые в лизинг "рогатые", зато городские власти загадочным образом избавились от кредитора из Львова. Угроза больше уже не возникает на горизонте с последним китайским предупреждением: "Платите или заберем троллейбусы!".
 
А вот трамвайному парку Евро-2012 никак не помогло. Трамваи настолько плохи, что удивительно, как они ездят до сих пор.
 
А "Победы" все нет
 
Задачу сдать к началу Евро-2012 30-ю станцию Харьковского метрополитена ставил в начале 2011-го лично президент страны.
- Другой задачи у нас не может быть, - подчеркивал Виктор Янукович.
 
Местные чиновники взяли под козырек, зашевелились и… так же быстро расслабились. Все оказалось до банальности предсказуемым: денег у государства нет, а городских не хватит. Мало что изменилось и через год после Евро. Из нового - на объект вернулись строители, а губернатор дал установку: "Сдадим "Победу" в 2014 году!"
 
В тему
Сайт принимающего города приносит пользу
 
Официальная интернет-страничка принимающего города - www.city-kharkiv.com.ua/uefaeuro2012/ - функционирует до сих пор. Правда, последняя новость на сайте датирована 11 июля 2012-го. Тем не менее, для гостей Харькова этот ресурс  полезен: здесь есть информация о транспорте, достопримечательностях города, полезные телефоны и варианты размещения. Любопытно, что в графе "Отели", куда  вписаны даже полтавские объекты, отсутствует гостиница Kharkiv Palace, приютившая Мишеля Платини.
 
Кстати
Всем спасибо. Денег нет
 
На подготовку Харькова к проведению Евро-2012 из бюджетов всех уровней было потрачено около 14 млрд грн. Доля городской и областной казны  составила примерно 1,2 миллиарда, причем город потратился ровно в три раза больше, чем область.
 
- Государство обещало многое, город старался, но до сих пор не может получить  причитающиеся ему сотни миллионов гривен по программам Евро-2012, - отметил заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко.
 
А в это время
Футбол превращается в баскетбол
 
Видимо, для поддержания инфраструктуры "в тонусе" Харьков подключился к еще одному чемпионату Европы, на этот раз – по баскетболу. Назвать Харьков баскетбольным городом можно с большой натяжкой, но, похоже, все еще можно исправить. К 2015 году обещают построить новую спортарену, привести в  порядок Московский проспект, который будет главной магистралью грядущих соревнований, хотят облагородить прилегающие территории, повесить таблички на латинице. И так далее - по накатанной дорожке.