Поезд Москва - Петербург взорвали чеченские боевики?

Крушение локомотива под Малой Вишерой похоже на аварию поезда Москва - Грозный в 2005 году + [ ВИДЕО ] + [ ФОТО ]

Крушение локомотива под Малой Вишерой похоже на аварию поезда Москва - Грозный в 2005 году

Направление Москва - Петербург - одна из самых оживленных железнодорожных веток в России. Именно на этой трассе в глухой местности, среди болот и чахлого ельника сошел с рельсов фирменный поезд № 166 «Невский экспресс». В вагонах ехал 231 пассажир. Перегон в районе Черной речки, в 17 километрах от небольшого городка Малая Вишера, 166-й проходил точно по расписанию - в 21.35.

Скоростной экспресс был заполнен меньше чем наполовину - был понедельник. Поезд считается фирменным, и билеты на него стоят недешево (минимум 2800 рублей (около $110) за сидячее место). Крейсерская скорость в 190 км/час. И на этом участке поезд, тоже согласно графику, шел на скорости 190 километров в час.

Три секунды

Все произошло мгновенно, ни пассажиры, ни проводники даже не успели понять, что случилось.

- Мне показалось, будто состав подскочил как жеребец, - вспоминает проводник последнего, 12-го вагона Андрей Власов. - Шутка ли, со 190 км в час мы за три секунды сбросили скорость до нуля - это были космические перегрузки!

Причину аварии эксперты назвали почти сразу - теракт. Это страшное слово народ не слышал слишком долго, чтобы сразу и безоговорочно поверить в случившееся. К тому же после участившихся в последнее время авиакатастроф железная дорога казалась наиболее безопасным способом передвижения. Увы...

Удар пришелся в центр состава

Ударная волна прошлась по составу неравномерно. Первые четыре вагона успели проскочить зону разрыва, поэтому остались стоять, почти невредимыми были и последние части состава. А вот 5-му, 6-му (это вагон-ресторан) и 7-му вагонам не повезло - ударная волна завалила их набок. Именно поэтому в середине «Невского экспресса» спасатели обнаружили больше всего пострадавших (трава вокруг места аварии даже под утро была в сгустках крови).

На три покореженных вагона страшно взглянуть: рессоры полопались, массивные колеса отлетели в сторону, деталями 166-го усыпана вся территория на протяжении ста метров.

- Мы не почувствовали какого-то запаха, а вот в первых вагонах народ уловил, что запахло горелым, - сообщила проводница. - Мысль о бомбе как-то сразу пришла в голову, вон людей до сих пор потряхивает от страха. Говорят, взрыв был под вагоном-рестораном.

Очевидцы рассказывают, что из искореженного состава напуганные пассажиры бежали на автотрассу. За кем-то приехали родственники на машинах, кого-то подкинули местные жители. Из-за этой путаницы списки пострадавших спасатели уточняют до сих пор.

Без жертв, но раненых много

В центральную районную больницу Малой Вишеры привезли 25 человек. Всю ночь доктора перевязывали раненых:

- Серьезных немного, в основном у пассажиров поезда ранения средней степени тяжести - порезы, ушибы, переломы ключиц и бедер, - рассказал нам дежурный врач Александр Журавлев. - Четырех пострадавших с подозрениями на черепно-мозговую травму на реанимобилях отвезли в Петербург.

Во время аварии 29-летняя жительница Петербурга Ольга Банитюг была в вагоне-ресторане, возможно, поэтому Оля пострадала сильнее других. Она получила тупую травму живота. Сейчас в реанимации.

Часть пассажиров после перевязки сразу отправили домой. В Петербург народ везли на автобусах и электричках. Их встречали на Московском вокзале и сразу же развозили по больницам.

Что это была за бомба?

Место трагедии всю ночь обследовали криминалисты и кинологи с собаками. Оперативники исследовали воронку и пытались определить состав взрывчатки. Однако даже к утру сделать этого не удалось.

- Точно можно сказать одно. Крушение поезда произошло в результате применения неизвестными самодельного взрывного устройства мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте, - сообщил журналистам начальник управления Генпрокуратуры Северо-Западного федерального округа Сергей БЕДНИЧЕНКО. - Уголовное дело было возбуждено по статье 205 Уголовного кодекса РФ - «терроризм».

Работы на ветке не закончились даже под утро. Съехавший поезд раскурочил 250 метров полотна, которое ремонтники пытались заменить на новое, чтобы наладить движение по ветке.

Узнав о происшествии, президент России Владимир Путин попросил главу ФСБ Николая Патрушева держать его в курсе событий.

ЧТО СПАСЛО СОСТАВ?

Поезд спасла большая скорость («Невский экспресс» выжимал на этом участке все 190 км в час) и умелые действия машиниста. Мужчина, почуяв неладное, резко дернул стоп-кран, громадная махина своим весом буквально вспорола железнодорожное полотно, состав тормозил так, что рельсы дымились еще спустя два часа после ЧП. Поезд по инерции проехал весь мост, раскрошив шпалы и погнув рельсы, и остановился по другую сторону моста. От большого количества жертв спасло то, что вагоны увязли в раскрошившихся бетоне и щебенке. Вагоны сошли с полотна, некоторые завалились набок, но самого страшного удалось избежать - поезд удержался на насыпи и не свалился в овраг.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

Проводник вагона № 12 Андрей ВЛАСОВ:

- До Питера оставалось ехать около часа. В моем самом последнем вагоне было четырнадцать человек. Проезжая мост, мы внезапно услышали хлопок и почувствовали сильный толчок. Затем поезд резко затормозил. Удар был настолько сильный, что летело все подряд. Люди падали на пол, кто-то ударился о стену. Я успел схватиться за поручень и изо всех сил держался руками, чтобы не упасть. Но ударная волна была настолько мощная, что меня просто вынесло вперед. Людей, конечно, охватила паника, все испугались. Все это происходило в считанные секунды. Когда все стали приходить в себя, мы начали эвакуировать людей. Выбравшись на улицу, увидели, что середина поезда просто разворочена. Стало понятно - что-то взорвалось под поездом в районе шестого вагона-ресторана. На земле я увидел воронку, при этом ничего не горело. Вокруг стонали и плакали женщины. Мы старались им помочь, пока не приехали спасатели...

ХРОНИКА ЧП

3 версии причин крушения под Малой Вишерой

Это вполне возможная версия. То, как был осуществлен теракт, говорит о том, что, возможно, это дело рук дилетантов, решивших поразвлечься.

- Любой сапер знает, как закладывать бомбу, - говорит взрывотехник Алексей. - Не хочу давать инструкций следующей бригаде идиотов, но скажу, что точка заложения взрывчатки была далеко не оптимальной. Предполагаемый тип взрывного устройства не соответствовал способу его установки. Схема взрывного устройства напоминает те, которыми пользовались партизаны в годы Великой Отечественной. Профессионалам и в голову не придет тянуть провода от фугаса. Однако то, как были подведены провода, говорит о том, что делали это люди аккуратные и сведущие в электропроводке. Выбор места и способа подрыва говорит о том, что террористы основывались либо на советских фильмах о войне, либо на рассказах дедушки-партизана. Будь на месте «Невского экспресса» гитлеровский эшелон, он бы еще мог рухнуть в реку - на маленькой скорости состав почти целиком сошел бы с рельсов. Но стремительный современный поезд перескочил место разрушения.

И все же версия настоящего серьезного теракта не должна сбрасываться со счетов: взрыв произошел на главной железной дороге страны, связывающей Москву и Петербург. В пользу версии теракта говорит и то, что, по некоторым данным, тип взрывного устройства очень напоминает бомбу, подорвавшую поезд Грозный - Москва 12 июня 2005 года. Тогда с рельсов сошли четыре вагона, сейчас - три. Тогда пострадали 42 человека, сейчас - 41.

Еще одна версия, которую рассматривают железнодорожники, никак не связана с терактом. На языке профессионалов она называется «выброс пути» - когда из-за жары рельсы расширяются и деформируются. Тогда на стыке может произойти раскол: металл трескается с громким хлопком, а высвобождаемая энергия способна вызвать даже появление воронки.

Как правило, подобные неисправности вызваны плохим качеством рельсов и неправильным монтажом полотна: на стыках всегда должен оставаться зазор для компенсации деформаций.

СПРАВКА «КП»

«Невский экспресс»

«Невский экспресс» - один из самых быстрых поездов, курсирующих между Москвой и Петербургом. Он развивает скорость до 200 км/час. Время в пути всего 4,5 часа. Поэтому состав пользуется особой популярностью у бизнесменов: сразу после рабочего дня они садятся в вагон, а в 11 вечера уже приезжают домой.

Билеты на этот поезд одни из самых дорогих: 2890 рублей стоит I класс, 2300 - II класс. В поезде нет полок, с которых можно упасть: все пассажиры сидят в мягких креслах. В первом классе это купе на 6 человек с двумя телевизорами, по которым можно смотреть кино. Во втором классе места расположены, как в самолете, только половина кресел повернута против хода движения поезда. Под потолком также висят телевизоры.

КОММЕНТАРИИ

МЧС:

- Сигнал о взрыве мы получили в 21.43, - комментируют в Управлении МЧС по Северо-Западному округу. - На место выехали опергруппа Главного управления МЧС России по Новгородской области, поисково-спасательный отряд, пожарные, медики, милиция, прокуратура. Всего в аварийно-восстановительных работах участвовали 324 человека. Ровно через три часа, в 00.43, все закончили. Раненых отправили в больницу. Сразу же возобновили движение на участке, пустив поезда в обход через Бологое.

МПС:

- Машинист сделал все правильно, вовремя, по инструкции, остановил состав, - сообщили нам в РЖД. - Мужественно повели себя и проводники во главе с начальником поезда Болдыревым. Шокированные и травмированные, они все равно помогали людям выбраться из вагонов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Так рельсы уже минировали

Глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев на вчерашнем заседании Антитеррористического комитета связал теракт в Новгородской области с осложнением обстановки на Северном Кавказе. И приказал усилить меры безопасности на жизненно важных объектах страны.

К таким относятся и железнодорожные мосты, они должны охраняться соответственно. Почему террористы смогли спокойно заложить взрывное устройство в нескольких метрах от моста, предстоит разобраться следствию. Пока же оперативники выясняют «авторство» диверсии.

- По плану террористов явно подорваться должен был локомотив, - поделился с «КП» источник в силовых структурах Санкт-Петербурга. - На мосту поезд обычно замедляет ход. Если бы после взрыва головной вагон резко остановился, оставшаяся на мосту часть состава неминуемо упала бы в реку. И сегодня мы бы говорили о десятках погибших. Однако поезд в тот момент шел с очень высокой скоростью. По инерции он успел проскочить мост. Это спасло много жизней.

По словам нашего источника, не один год отслужившего в Чеченской Республике, так поезда уже взрывали.

- Здесь, по предварительным данным, речь идет о проводном взрывном устройстве. То есть от самой бомбы шла «лапша», которая и замыкалась кем-то на другом конце. Именно по такой схеме в 2005 году был взорван поезд Грозный - Москва. За этот теракт были осуждены двое националистов. А за год до этого так же был взорван поезд в Северной Осетии. Тот теракт приписали себе ваххабиты из «ингушского джамаата». Так что не исключено, что в этом деле на первое место выйдет именно «кавказский след».

МУЖЕСТВО

Ирина спасла 20 пассажиров из своего разбитого вагона

У палатки спасателей нервно покуривает проводница Ирина Савельева. Молодую девушку коллеги настойчиво пытаются накормить привезенными бутербродами и напоить горячим чаем, но у нее явно кусок в горло не лезет. Фирменный пиджак девушки разрезан осколками стекол, а белая рубашка вся в кровавых подтеках. Во время крушения поезда Ирина спасла около двадцати пассажиров своего 7-го вагона.

- Все произошло в считанные секунды, - рассказывает проводница. - Раздался небольшой хлопок, и наш вагон накренился набок. Что творилось внутри, страшно сказать - от удара народ раскидало по полу, кто-то ударился о стол, кого-то посекло стеклами. Я боялась, что опять будет взрыв, и стала вытаскивать окровавленных людей через торцевую дверь. Снаружи все было в белой завесе - от удара в пыль раскрошился камень, которым посыпают насыпь. Понимаете, проводник, он, как капитан, должен уходить последним, поэтому я оставалась возле поезда до конца.

Подоспевшие спасатели забрали у обессилевшей девушки документы и ценные вещи пассажиров - это последнее, что Ирине удалось спасти из экспресса.

Машиниста поезда наградят

В том, что «Невский экспресс» вышел из жуткой передряги «живым», пассажиры и проводники видят заслугу начальника поезда. А тяжелым локомотивом управлял 32-летний петербуржец Алексей Федотов. Молодой мужчина оказался довольно опытным профессионалом и сделал во время ЧП именно то, что должен был сделать, - дернул ручку стоп-крана.

О старшем машинисте 166-го поезда известно немного. Родился в Ленинграде, окончил местный электромеханический техникум. Направление Москва - Петербург для него - самая привычная дорога. С 1995 по 2000 год Федотов работал помощником машиниста в вагонном депо «Санкт-Петербург-пассажирский Московский». А в 2003-м он уже встал у руля сам. У Алексея подрастает 10-летняя дочурка по имени Анастасия. У Федотова уже есть одна награда: в честь 160-летия родного депо его наградили фирменными часами, однако, судя по всему, этот сувенир не будет последним. Дело в том, что руководство Октябрьской железной дороги собирается наградить персонал «Невского экспресса» за умелые действия по спасению пассажиров. По словам представителей ОЖД, персонал не растерялся и помогал людям выбраться из опрокинутых вагонов.

Кровь на фрагменте вагона-ресторана. Фото: Валерий РУБЦОВ.

 

Фото: Валерий РУБЦОВ.


 

Последние пассажиры покидают развороченный поезд. Фото: Валерий РУБЦОВ.

 

Обломки вагона-ресторана. Фото: Валерий РУБЦОВ.

 

 

Специалисты обследуют воронку на месте взрыва. Фото: Валерий РУБЦОВ.