Не брезгуют костями и горшками
В Запорожской области 8 тысяч курганов, но это только официальные данные. На самом деле скифских захоронений около 12 тысяч. Археологи успели обследовать не больше 20 процентов. Если раньше специалисты вскрывали за год до 10 курганов, то сейчас эти работы не проводятся вовсе. Причин две. Первая: раскопки - дорогостоящее мероприятие, а финансирование скудное. Вторая преграда - сейчас археологам Министерство культуры не дает разрешения на работы со скифскими захоронениями. В итоге в поля вышли "черные" копатели. Они работают споро и не скупятся на технику для раскопок.
- В Мелитопольском районе эти археологи раскопали могилу. Они вынесли из нее все: кости, горшки, наконечники стрел, бронзовые ножи. Хотя зачастую кости людей и горшки их мало интересуют, эти находки просто уничтожаются, - говорит руководитель Новой археологической школы Олег Тубольцев. – По словам местных жителей, в этом кургане находилось седло, украшенное золотой и серебряной фольгой. Для науки фольга имеет небольшую ценность, а вот само седло - это неоценимая потеря. Благодаря этому экспонату можно было проследить, как и когда кочевники начали создавать комфортные условия езды.
Также в Мелитопольском районе "черные" археологи "поработали" еще в одном месте. Скифский курган они разрыли вдоль и поперек, оставили после себя целые шахты, глубина колодцев доходила до 10 метров. Но, судя по всему, потели копатели напрасно. Историки сомневаются, что в этом месте вандалам удалось наткнуться на что-то ценное, так как на такой глубине скифы захоронения не проводили.
Интеллигенты с лопатами
Охотятся "черные", как их называют историки, и на артефакты Великой Отечественной войны. В цене – оружие, награды, немецкие драгоценности. С металлоискателями в руках орудуют в окопах, на территории оборонительных линий. У нас самая известная военная позиция - это "Вотан", что на территории Мелитопольского и Токмакского районов.
- "Черные" археологи охотятся за немецкими жетонами, амуницией, наградами. Кроме того, они ищут сведения об иностранных солдатах. Если находят именной жетон и останки, то могут выйти на родственников солдата и продать им свою находку, - говорит руководитель историко-патриотического поискового центра "Бастион" Светлана Зинченко.
А некоторые из "черных" охотятся за боеприпасами прошедшей войны. В минах и бомбах сохранился тротил, который копатели пытаются самостоятельно извлечь и продать. Но иногда во время такого подпольного разминирования взрывчатка срабатывает. В результате за последние годы из-за жажды наживы погибли два человека, один остался инвалидом.
Еще одного человека, который делал подкоп, просто засыпало землей. Историки и поисковики между собой о таких с грустью говорят: "награда" нашла своего "героя", всем воздастся по заслугам…
По словам специалистов, "черные" археологи в большинстве своем интеллигентные начитанные люди, которые знают историю и отлично разбираются в топографических картах. Все свои находки зачастую сбывают за границу, а находят покупателей через Интернет.
Кстати
В тюрьму попадают единицы
Поймать за руку "черных" археологов и привлечь их к реальной ответственности практически никогда не удается. Очень показательный случай был в селе Мордвиновка (Мелитопольский район). В отношении копателей милиция открыла уголовное производство. Как только запахло жареным, те резко остановили раскопки и смотали удочки. За уничтожение культурного наследия так никого и не посадили, а через несколько месяцев "черные" археологи появились на кургане снова.
В этом году специалисты областного центра охраны культурного наследия обнаружили, что копатели поработали на очередных захоронениях - и сразу набрали "102". В итоге милиция открыла производство, сейчас идет следствие. За незаконные раскопки "археологам" грозит от 3 до 5 лет лишения свободы.