Начальник городского управления транспорта Леонид Костюченко:

Водителей-хамов и дебоширов увольняют моментально

На вопросы читателей «КП» ответил главный транспортник Запорожья
Льготников должны возить круглосуточно

- Здравствуйте, Леонид Анатольевич, просим вас разобраться в вопросе по маршруту №34 (Заводский район, поселок Подпорожнянка). Автобусы ходят очень плохо.
  
- Директор АТП 12329 вместе с райадминистрацией занимаются этой проблемой, ищут компромиссы и уже на следующей неделе должны внести предложения. Здесь есть сложности: это сезонный маршрут, пользующийся популярностью в летне-дачный период. Зимой спад пассажиропотока, много льготников, субвенций в достаточном количестве нет. А отсюда нехватка средств для ремонта транспорта, который ломается, выходит из строя и заменить его нечем, хотя график маршрута составлен нормально. Была бы альтернатива, поставили б здесь других перевозчиков, но желающих обслуживать этот маршрут просто нет. Потому убрать этих, чтобы вообще не было перевозок, не можем и ищем меры, чтобы заставить нынешних перевозчиков выполнять план. В городе есть еще ряд таких проблемных маршрутов. 

- Добрый день. Троллейбусная остановка на улице Чумаченко в сторону города (там, где «конечная» маршрутки) превратилась просто в отхожее место – полная антисанитария и грязь.
 
- К нам уже поступила такая жалоба, выедем, посмотрим, проведем выездное совещание с директорами и наведем порядок.

- Мы с мамой, участницей войны, часто пользуемся маршрутом № 54. И если днем ее как льготницу везут без проблем, то после девяти часов говорят: «Пенсионерам вечером нужно дома сидеть», «Возите свою мать на такси». Когда она стоит на остановке сама, маршрутки вообще не останавливаются. Есть ли ограничение для льготников по времени?
 
-  Закон о социальных гарантиях распространяется на все 24 часа в сутки. Но в связи с тем, что  государство недофинансирует льготные перевозки, неудивительно, что водители стараются не брать льготников, грубят. Нужно записывать номер маршрута, номер авто и время, когда произошел инцидент, и сообщайте нам по телефону 787-50-83.

«Черный список» водителей
 
- При мне водитель маршрутки пил пиво. Кто проверяет шоферов на алкоголь, прежде чем они выезжают в рейс?

- Таких водителей нужно просто увольнять. На работу они приходят устраиваться в галстуке, пиджаке, свежевыбритыми, а вот потом начинают... Каждый раз перед выездом водители проходят медицинское освидетельствование. Руководство предприятия обязано осуществлять контроль за работой водителя и «в процессе». Если это не организовано, значит, имеет место нарушение Правил оказания услуг на автотранспорте. Те кто «закладывает» за рулем, не должны работать на общественном транспорте.  Такой черный список нерадивых водителей есть, но шоферов не хватает. И частник готов посадить в машину, которая взята в кредит, кого угодно, лишь бы она работала и приносила деньги.  
 
- Как застрахованы пассажиры? 

- На городских маршрутах – никак. Но предприятие-перевозчик в судебном порядке возмещает ущерб пострадавшим. Такие случаи есть. Нужно, кстати, обязательно взять билет, иначе вы не докажете, что ехали в этой маршрутке.  
 
- Разрешено ли водителю маршрутки курить за рулем, когда в салоне люди?
 
- Запрещено правилами оказания услуг на автомобильном транспорте.  
 
- Я не переношу шансон, а водители маршруток врубают его на полную катушку. Когда прошу выключить, то в ответ получаю лишь грубость или что-то типа «ты не за музыкальное сопровождение, а за проезд платишь».
 
- Нормативно не прописано, какую музыку ставить в транспортном средстве, но это водитель оказывает услугу населению, а не наоборот. Пассажир, как заказчик, прав. Поэтому водитель должен вести себя подобающе и не грубить на замечание. Записывайте номер маршрутки, номер автомобиля маршрутки.
Микроавтобусы с проспекта уберут
 
- Здравствуйте. Почему маршрут №85 так рано прекращает свою работу? После 23.00 его не дождешься. Можно ли сделать так, чтобы маршрутка ходила дольше?
 
- Напишите в наше управление заявление. Я не готов сейчас ответить, нужно разобраться, насколько там велик пассажиропоток и нужны ли дополнительные рейсы.Только после пассажирообследования можно вносить коррективы в паспорт маршрута.
 
- Когда прекратится толчея на остановках? Почему в маршрутке все стоят «на головах»?
 
- Когда мы сбалансируем цену и качество пассажироперевозок. По сравнению с Россией и другими странами проезд у нас дешевый. В городах Украины он такой же, но и проблемы аналогичные с переполненными маршрутками. Чтобы водителю заработать на топливо и на зарплату, ему нужно перевезти шестьсот пассажиров. Да, он может взять триста, но они должны будут заплатить уже по три гривны. Или хотя бы две. Если жители города согласны заплатить такую цену, – нет проблем. Дешевыми останутся большие автобусы и электротранспорт. Но это произойдет после монетеризации льгот. Цена должна быть обоснованная и достойная, тогда отрасль будет развиваться.
 
- Добрый день. Почему в одних маршрутах проезд стоит гривну, а в других - полторы. Будут ли дальше увеличиваться тарифы?
 
- Согласно закону о ценообразовании и постановлении Кабмина, цены в маршрутных такси регулируются самими предприятиями-перевозчиками. У них есть свои расходы, у кого-то больше АТП, у кого-то меньше. Рентабельность не более 20%. Отсюда разница в цене. Что же касается подорожания, то цены на топливо растут, на запчасти растут, адекватно будет подниматься тариф. Но это будет обоснованным и прозрачным. В Минтрансе есть утвержденная методика, учитывающая четко регламентируемые затраты, которая не допускает вольностей. 

- Леонид Анатольевич, я живу в районе гортопа, добраться на работу, на площадь
Фестивальную, можно только с пересадкой. Нельзя ли пустить маршрут от нас в центр?
 
- Нормативно эти пересадки заложены.  В схеме города, увы, есть всего две магистрали, по которым идет основной пассажиропоток – это проспект Ленина и улица Победы. И в дальнейшем там будут ходить большие автобусы и троллейбусы, сократится количество микроавтобусов (по нормам пассажир не может стоять на остановке в ожидании транспорта более десяти минут). А остальные маршруты станут подвозного формата. Так что пересадки делать все равно придется. Это вынужденные меры, чтобы разгрузить улицы. А вот качество подвозов улучшим.

Электротранспорту – зеленый свет

 - Добрый день. Почему дети старше семи лет должны оплачивать проезд, хотя не зарабатывают деньги?
  - Это вопрос к депутатам. Если они примут решение и проезд ребенка начнут возмещать из госказны, он будет ездить бесплатно.
 
-   Что нужно сказать водителю, чтобы он не грубил, а сразу тебя послушал?
 
- Я такого секрета не знаю, меня и самого водитель отсылает далеко. Я потом звоню директору предприятия и он увольняет хама.
 
- Здравствуйте. Заходишь в троллейбус, все в таком заброшенном состоянии, что будет с электротранспортом дальше?
 
Есть госпрограмма по развитию, которая включает как обновление подвижного состава, так и инфраструктуру. Она рассчитана до 2015 года. Электротранспорту пока дают приоритет, ведь топливо будет дорожать,а электроэнергия, наверно, не так. 
 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Леонид Анатольевич Костюченко родился в Запорожье в 1959 году и с тех пор вся его жизнь связана с нашим городом. Правда, срочную службу в армии проходил в пограничных войсках на Закавказье и в Москве. Закончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности «инженер промышленного транспорта». Трудовой стаж начинал слесарем по ремонту автомобильных двигателей. Уже три года возглавляет городское управление транспорта и связи. Женат, двое взрослых детей.