РЕЙС ЦЕНОЙ В 10 ТЫСЯЧ
Странички украинских пилотов в социальных сетях переполнены соболезнованиями. В кругу летчиков имя Анатолия Ивановича Довгопола, 64-летнего мастера спорта по высшему пилотажу, почти как нарицательное.
- Он поставил на крыло многих пилотов, и не только в малой авиации, - пишут коллеги. - 40 лет стажа, тысячи часов полетов… Таких инструкторов - единицы. Полетать с Довгополом в Центральном аэроклубе имени Антонова стремились многие. Он не только пилот, но и инструктор от Бога.
В субботу, 8 июня, Анатолий Довгопол и его ученик вылетели с аэродрома "Чайка" под Киевом на легкомоторном двухместном Як-52. С этим спортивным самолетом у летчика была долгая история "на двоих" - много раз он выступал на этой машине в рамках международных авиасалонов, демонстрируя пике и виражи.
Этот последний полет, по словам коллег Довгопола, был ознакомительным. Такие рейсы легко можно заказать на сайте аэроклуба - достаточно предварительно записаться и заплатить. Удовольствие недешевое - 1 минута полета стоит 320 гривен. То есть короткий рейс в 30 минут обойдется клиенту почти в 10 тысяч гривен.
|
Что случилось после взлета - пока загадка. Но через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал стремительно падать вниз с высоты 200 метров.
- Самолет очень быстро терял скорость, - говорит инженер аэроклуба Игорь Дергак. - Вошел в штопор. Причиной мог стать отказ двигателя.
Машина упала за пределами аэродрома, неподалеку от жилых домов. Основной удар пришелся на носовую часть. Поэтому шансов выжить у пилота не было. Его тело с трудом достали спасатели, которым пришлось разрезать кабину. Они же отрезали искрящий аккумулятор, который в считанные минуты мог взорваться.
Коллеги пилота уверены: то, что самолет не вспыхнул сразу, а пассажир остался жив, это заслуга пилота. Понимая, что спастись невозможно, он спикировал машину носом в землю.
- То есть сделал все возможное, чтобы машина не загорелась, - говорит Игорь Дергак.
|
В РЕАНИМАЦИИ МОЛЧАТ
60-летнего пассажира спасатели и медики достали из кабины с переломами ног и другими тяжелыми травмами. Его сразу же увезли в реанимацию Киевской городской больницы № 17, где уже провели операцию. На место аварии прибыл даже первый вице-премьер-министр, много сотрудников прокуратуры. Не менее важные чиновники собрались и возле больницы. Как выяснилось, не случайно. Пострадавшим курсантом оказался первый заместитель главы Миграционной службы Украины, генерал-майор СБУ в запасе, бывший замглавы налоговой администрации Виктор Шейбут.
Вчера он находился в реанимации, а информацию о его здоровье медикам строго-настрого запретила разглашать дочь Виктора Шейбута.
- Вчера к нам приезжали очень влиятельные люди, уровня министров, - рассказали "Комсомолке" врачи. - Требовали спасти его и грозились уволить, если будем рассказывать о ходе лечения и перспективах.
|
В АЭРОКЛУБЕ ИЩУТ ОТВЕТЫ
Тем не менее известно, что состояние здоровья Шейбута по-прежнему очень тяжелое. По данным наших источников, для него это был первый в жизни полет. Но как можно объяснить тот факт, что Анатолий Довгопол, опытный летчик, не справился с машиной, которой отдал столько лет жизни?
- Да я сам не знаю, как такое могло случиться, - нервничает директор Центрального аэроклуба имени Антонова Борис Ставницкий. - Пусть причины выяснит специальная комиссия, которую создали для расследования. Моя задача - сейчас помочь семье Анатолия организовать похороны. Они пройдут в понедельник.
Другие летчики, не раз поднимавшиеся в небо с "Чайки", подозревают, что в трагедии есть вина и руководства клуба.
- Этой машине более 30 лет, - сообщил "Комсомолке" пилот, попросивший не называть его имени. - В ее ремонт нужно вкладывать деньги, но это происходит не всегда. Многие из наших уверены, что у самолета заглох неисправный двигатель. Даже если погода была бы нелетная, Анатолий Иванович смог бы посадить машину.
Ответы сейчас ищет следствие. По словам пресс-секретаря прокурора Киевской области Светланы Судак, по факту крушения начато уголовное производство по статье "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта". Рассматривают все возможные версии, в том числе человеческий фактор и неисправность техники.
ТТХ
Самолет Як-52 предназначен для обучения летчиков и для полетов высшего пилотажа. Разработан в 1979 году.
Максимальный вес - 1290 кг
Допустимая скорость - 470 км в час
Дальность полета - 500 км
КСТАТИ
На Як-52 разбился замминистра МВД
Для аэроклуба имени Антонова трагедия с самолетом Як-52 - не первая. В 2000 году, управляя им, трагически погиб заместитель министра внутренних дел (на тот момент Юрия Кравченко) Леонид Бородич. Генерал не только научился пилотировать, но и смог выполнять сложные фигуры в небе. Свое мастерство он демонстрировал на международной авиакосмической выставке. Когда самолет стал падать, Бородич отвел его от толпы зрителей, но сам спастись не сумел.
В ТЕМУ
Самые громкие крушения легкомоторных самолетов
За последние пять лет в Киеве и области было несколько авиакатастроф с человеческими жертвами.
1. 9 декабря 2007. Чартерный самолет модели "Бич крафт" с двумя пилотами перевозил из Чехии в Киев троих пассажиров. Не долетев до аэропорта "Жуляны", самолет упал с высоты 2,5 км на поле между городом Вишневое и окружной дорогой. Диспетчер требовал зайти на еще один круг из-за плохих погодных условий, но пилот не послушал и пошел на посадку.
2. 23 марта 2008. Гидроплан "Аэропракт-24" упал в Макаровском районе Киевской области. На борту - пилот и двое пассажиров: Эдуард Лещенко, заместитель главного архитектора Киева, и замглавы столичной администрации и архитектор Татьяна Доценко. Причина падения - самолет вошел в штопор. Все погибли.
3. 10 июня 2012. Возле аэродрома под Киевом (в Бородянке) разбился самолет Л-410 при аварийной посадке на поле. На борту были профессионалы-парашютисты: пятеро погибли, 17 с травмами оказались в больнице. Прокуратура передала дело в суд. Пилота и его помощника обвиняют в том, что они проигнорировали предупреждение диспетчера о непогоде и поднялись в небо.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Виновнику Скниловской трагедии смягчили наказание
Валерия ЧЕПУРКО
Владимир Топонарь отсидел восемь лет, а вместо оставшихся шести пилота ожидают два года исправительных работ.
Киевский апелляционный суд удовлетворил ходатайство Владимира Топонаря и изменил меру наказания. Шесть лет тюрьмы ему заменили на два года исправительных работ. Напомним, Топонаря признали виновным в крушении истребителя Су-27 на львовском аэродроме "Скнилов". Тогда погибли 77 человек, в том числе 28 детей.
Его приговорили к 14 годам заключения, из которых он отсидел восемь лет. Смягчить приговор суд согласился согласно новому УПК.
Два года исправительных работ означают, что вскоре Владимир Топонарь может вернуться домой, устроиться на работу и отчислять государству часть дохода. Это случится после того, как в Кагарлыцкой исправительной колонии, где он отбывает срок, получат решение суда. Прокуратура может подать кассацию на это решение, но в колонии говорят, что это маловероятно.