В этом году мы отмечаем не только исторический юбилей футбола, но еще и коммерческий. Дело в том, что в сезоне 1982/1983, то есть 30 лет назад, в матчах европейских клубных турниров Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) впервые разрешил клубам размещать рекламу на футболках игроков. При этом футбольные чиновники четко проговорили условия такой коммерческой деятельности: размеры надписей не должны были превышать 200 кв. сантиметров, а их содержание обязательно должно было утверждаться в УЕФА. В выездных матчах реклама на футболках гостей разрешалась только с согласия хозяев поля. В финалах Кубка чемпионов и Кубка кубков реклама по-прежнему была запрещена. Впрочем, история превращения футбола в бизнес началась, конечно же, задолго до этого, вошедшего в историю, решения…
ПЕРВАЯ РЕКЛАМА - ОЛЕНЬ И КРЕСТ
Самым дорогим футбольным брендом мира в нынешнем сезоне признан триумфатор Лиги чемпионов - мюнхенская "Бавария". Все необходимые для оценки стоимости расчеты провел Британский институт Brand Finance. Во внимание принимались обороты продукции, которая имеет отношение к бренду, действующие спонсорские соглашения и контракты, которые планируется подписать в ближайшее время. Выяснилось, что за год немецкая "Бавария" подорожала на 51 млн евро, что позволило ей обойти самый элитный бренд прошлого сезона - английский "Манчестер Юнайтед", который подешевел на 20 млн. Эксперты утверждают, что сегодня бренд "Баварии" стоит 668 млн евро, занимающий второе место "МЮ" - 650 млн. На почетной третье строчке рейтинга с 482 млн евро расположился мадридский "Реал".
Впрочем, удивляться тут нечему, ведь именно Германия, а не Англия или Испания, считается родиной футбольного бизнеса. В 1967-м неожиданно смелая идея пришла в голову руководителям клуба "Формация" из города Вормс - поправить шаткое финансовое положение команды там решили путем размещения логотипа спонсора на экипировке. С этим предложением и подтверждающими документами от производителя строительной техники "Формация" и отправилась в футбольную федерацию. Там новаторство не оценили и зарабатывать таким способом деньги запретили.
Куда смелее в этом вопросе оказался "Айнтрахт" из Брауншвейга. В 1973 году клубу поступило интересное предложение от немецкого предпринимателя по имени Гюнтер Маст. Бизнесмен предлагал 160 тысяч марок за размещение на футболках рекламы тогда еще не очень широко известного напитка - ликера Jagermeister. По нынешним временам - сущие копейки, но в ту эпоху - весьма заманчивая сумма. "Айнтрахт", как и "Формация", отправился спрашивать разрешение в федерацию, там опять ответили отказом. Но сила денег оказалась сильнее запрета - брауншвейгские футболисты вышли на поле с рекламой ликера. Название напитка размещать не рискнули, поэтому на майке появился лишь логотип спонсора - голова оленя и крест.
| Журналистка Сара Карбонеро (невеста Касильяса) знает, что больше всего денег "Реалу" принесло телевидение. Фото: larepublica.pе |
|
Первая сделка подобного рода в Англии состоялась через три года - в 1976-м "Кеттеринг Таун" разместила на своей форме рекламу местной компании - Kettering Tyres. Спустя несколько дней спохватились в футбольной ассоциации и постановили это непотребство убрать. Но "Кеттеринг Таун" нашел выход - оставил на майках надпись Kettering T, объяснив, что это всего лишь название клуба. В ФА посоветовали с ними не шутить и оштрафовали непослушных каттерингцев. Но процесс уже было не остановить - целая группа клубов обратилась в ассоциацию с настоятельной просьбой легализировать спонсорство. Официально же первым английским клубом, который обзавелся покровителем, продемонстрированным на футболках, считается "Ливерпуль", а ключевой датой - 1979 год.
Интересно, что дольше всех такого рода способу зарабатывания денег противилась "Барселона". Лишь в 2011 году впервые в 112-летней истории клуба у каталонцев появился титульный спонсор! За нанесение надписи Qatar Foundation на футболки Месси и компании "Барса" теперь ежегодно получает по 30 миллионов евро.
"РЕАЛЬНЫЕ" ДЕНЬГИ
Оценкой финансовой успешности футбольных клубов ежегодно занимается аудиторская компания Deloitte, которая составляет независимый рейтинг самых богатых клубов планеты. Последний на данный момент отчет финансисты выпустили в январе нынешнего года, где оценили деятельность клубов в 2012 году. Глобально в мировых тенденциях ничего не изменилось - самым предприимчивым по-прежнему считается мадридский "Реал" с годовым доходом 513 млн евро. Но интересно, что эта цифра рекордная даже в планетарном масштабе - впервые в мировой истории доход футбольного клуба превысил полмиллиарда долларов за сезон.
На примере мадридского "Реала" разберем, из чего же формируется финансовая благополучность клуба. 25% прибыли королевского клуба, то есть 126,2 млн евро - это так называемые матчевые доходы, то есть продажа билетов, а также "сопутствующих товаров" - сувениров, еды и напитков на стадионе. 39% выручки клуба из столицы Испании (199,2 млн евро) - доходы от продажи прав на телетрансляцию игр. Значительную прибыль также приносит коммерческая деятельность - это спонсорские поступления, рекламные контракты, продажа атрибутики - 36%, или 188 млн евро (см. таблицу).
В мировой рейтинг украинские клубы не вошли, а отдельно для представителей нашей Премьер-лиги, увы, подобной "считалки" не существует. Из отечественных команд о своей деятельности отчитывается ежегодно лишь донецкий "Шахтер". "Горняки" по итогам сезона 2011/2012 отрапортовали о 92 миллионах гривен, полученных от трансферной деятельности; 120 млн грн., которые выплатил УЕФА за участие в Лиге чемпионов; добавили сюда прибыль от коммерческой деятельности (203 млн грн.), получив в итоге 415 миллионов гривен.
| Первый на планете "проданный" футболист - Джек Саутворт. Фото: wikimedia.org |
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР - 400 ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ
Если вы обратили внимание, в отчетах Deloitte не фигурируют суммы, полученные от активности на трансферном рынке. Хотя, конечно же, прибыль тут клубы получают немалую. По подсчетам портала Transfermarkt, если бы "Барселона" вдруг решила последовать примеру львовских "Карпат" и выставила на трансфер всех своих футболистов, их продажа принесла бы руководителям каталонского клуба 606 млн евро, именно во столько оценивается суммарная стоимость игроков "Барсы". В десятку владельцев самых дорогих футболистов вошли также "Реал" (598 млн), "Манчестер Юнайтед" (444 млн), "Манчестер Сити" (435 млн), "Бавария" (432 млн), "Челси" (393 млн), "Ювентус" (323 млн), ПСЖ (297 млн), "Арсенал" (289), "Ливерпуль" (256 млн).
Для сравнения, суммарная стоимость всех игроков донецкого "Шахтера", по данным все того же Transfermarkt, составляет 146 млн евро, харьковского "Металлиста" - 77 млн евро, киевского "Динамо" - 112 млн евро.
Первым в мировой истории футбольным трансфером считается переход из "Блэкберн Роверс" в "Эвертон" в 1893 году Джека Саутворта. За забивного парня его новый клуб заплатил… 400 фунтов стерлингов! Смешно, конечно, по нынешним меркам, да и по тем далеким временам эту сумму вряд ли можно было считать какой-то космической. Приблизительно столько же клубы зарабатывали за проданные билеты на игру.
| Это не продовольственный киоск, а реклама мясокомбината на скамье запасных "Севильи". Фото: abc.es |
|
"Капиталовложение" оказалось действительно выгодным - за первый сезон, проведенный в "Эвертоне", Джек забил 27 голов в 22 играх.
На заре трансферной эры история помнит немало забавных случаев, связанных с переходами футболистов. По легенде, покупка Эрни Бленкинсопа обошлась английскому "Халл Сити" в 1921 году в 200 фунтов и… бочку эля, которую футболист сам же должен был выпить, чтобы заслужить уважение партнеров по команде. В качестве дополнительной платы за переход игроков клубы иногда требовали экипировку, съестные припасы, гантели или иное снаряжение для тренировок, сетку для ворот, мешок мячей… Это вам не 94 млн евро, которые в 2009-м заплатил "Реал" за переход из "МЮ" Криштиану Роналду!
Рейтинг футбольных толстосумов
В ТЕМУ
ТОП-5 самых необычных коммерческих ходов
1 В 1999-м итальянская "Фиорентина", которая переживала не самые лучшие времена, приторговывала необычным сувениром - с виду так вовсе пустыми банками. Но предприимчивые менеджеры клуба представили их как банки, наполненные воздухом со стадиона. В ассортименте было три "аромата" - "Дух трибун", "Эссенция победы" и "Атмосфера раздевалки". Говорят, последний пользовался особым успехом у болельщиков.
2 Финансовый кризис вынудил греческие клубы пойти на радикальные коммерческие меры. Так, клуб "Вокефалас" разместил на своих футболках в прошлом году рекламу публичного дома. А команда "Палиопиргос" переоделась в "траурную" форму, отдав площадь на футболке под рекламу похоронного бюро.
3 Английский "Манчестер Юнайтед" стал первым в истории клубом, который сообразил, что место под рекламу можно продавать не только на игровой форме, но и на тренировочной. Клуб успешно провернул такую сделку в 2011 году, заработав 40 млн фунтов стерлингов.
А в нынешнем году манкунианцы пошли еще дальше - продали название своей тренировочной базы. По неофициальной информации, эта сделка будет приносить клубу около 20 млн фунтов в год.
4 Идея продавать газон - далеко не нова. Ее, например, несколько лет назад опробовала дортмундская "Боруссия", которая предлагала болельщикам купить кусочки травяного покрытия со своего стадиона за 5 евро. Размер фрагмента - 25 на 25 см.
5 Испанская "Севилья" в прошлом году рискнула превратить свою скамейку запасных в… гигантский хот-дог. Боссы клуба таким образом оформили рекламный договор с мясной компанией. Там остались очень довольны - на каждом матче огромный бутерброд с сосиской могли видеть 45 тысяч потенциальных покупателей (столько болельщиков вмещает стадион).