Британская разведка готовила в СССР похищения людей и подрывы поездов

Рассекречены документы МИ6, рассказывающие о планах внести раздрай в Советском Союзе.

К счастью, все подлые задумки англичан против Советского Союза воплотились лишь в фильмах про Джеймса Бонда (кадр из фильма «Из России с любовью»).

У историков и журналистов новая пища для размышлений - в Британии рассекретили документы разведки МИ6 за тридцатые - сороковые годы прошлого века. И эти бумаги лишний раз не только доказывают истинное отношение союзника к Советскому Союзу, но и рассказывают о планировавшихся для него кознях. Многим из которых, к счастью, не суждено было осуществиться.
 
Ночь со Сталиным
 
В августе 1942-го Иосиф Сталин принял в Москве Уинстона Черчилля.  Лидеры двух держав долго выпивали, а спустя пять часов после начала встречи вызвали сопровождавшего британского премьера представителя Форин-офиса сэра Алека Кадогана.
 
"Я нашел их сидящими за столом, заставленным едой, включая молочного поросенка, и бесчисленными бутылками. То, что Сталин налил мне выпить, казалось немного диким. В целом же все было настолько приятно, как будто звонили свадебные колокола. Никаких разговоров на военную тему за все время, пока я там был. Что касается результатов (встреча длилась до трех часов ночи), первое и самое важное - я считаю, эти два великих человека установили контакт и проговорили свои условия. Конечно, Уинстон был впечатлен, и, я думаю, это чувство было взаимным", - цитирует рассекреченное письмо Кадогана британская газета The Guardian.
 
Дипломат также писал, что в тот визит они "были вынуждены огорчить Сталина насчет второго фронта". На что тот ответил: "Ну раз вы не можете сделать большего, я не знаю, как долго мы сможем продержаться".
 
Гитлера могли убить в 44-м
 
Когда же в июне 1944 года в Нормандии вот-вот должен был открыться второй фронт, британцы прознали, что Гитлер находится в городе Перпиньян на юге Франции. "Полагаю, нужно бомбить Гитлера, если это возможно. Я бы лучше поймал его живым, но, боюсь, это маловероятно", - настаивал бывший посол Британии во Франции Кадоган.
 
"Военные единодушны: если мы оставим Гитлера во главе рейха, то ошибки, которые он допускает, будут выгодны его противникам, - писал премьер-министру генерал Гастингс Исмэя. - Но с более широкой точки зрения, чем раньше от него избавиться, тем лучше".
 
В итоге Гитлера... не тронули. Тогда же перед высадкой в Нормандии МИ6 попросили составить список предполагаемых целей для уничтожения. Но шеф разведки генерал-майор сэр Стюарт Мензис (фигурировавший в переписке просто как С) был от идеи не в восторге. "По вашей просьбе мы подготовили список имен наиболее важных германских фигур, которые предположительно находятся во Франции. Мы не верим, однако, что их устранение произведет нужный эффект на дальнейшее функционирование масштабной и высокоорганизованной машины", - ответил он правительству.
 
План спустя два дня отменил глава Объединенного разведывательного комитета Великобритании Виктор Кавендиш-Бентинк. "Мне, как и С, не нравится эта схема. Не из-за брезгливости - в мире есть несколько людей, которых я с удовольствием убил бы собственными руками, и мой аппетит нисколько бы не испортился. Но я думаю, это тот тип блестящей идеи, которая в конце доставляет больше проблем, чем пользы", - констатировал он.
 
То есть британцы могли убыстрить окончание войны, но не стали этого делать. 
 
Вонючие бомбы
 
Но интересно даже не это. Теперь обнародованы доказательства того, что после вой­ны англичане планировали взяться уже за СССР. Правда, не военной силой, а подорвав Союз изнутри. МИ6 разработала целую стратегию "полного нарушения общественного порядка" по ту сторону железного занавеса.
 
План готовил глава спецслужбы сэр Стюарт Мензис по заказу военных в 1947 году. Это был набор политических и военных действий, включающий спец­операции, чтобы противостоять "растущей угрозе" со стороны Советского Союза. В Британии тогда очень боялись усилившегося мирового влияния СССР.
 
В своем письме от 20 января 1948 года Мензис предлагает начать с "мелких актов саботажа и запугивания" - "вброса слухов" о советских высокопоставленных деятелях и институтах, распространения фальшивых денег, продуктовых талонов и льготных карт. В условиях голода это явно могло привести к тяжким последствиям. (Кстати, продуктовые карточки Британия отменила гораздо позже, чем это сделала Москва.)
 
Более масштабное вредительство - отправка пакетов со взрывчаткой, подрывы поездов на железных дорогах, поджоги и даже взрыв "вонючих бомб" на заседаниях компартии.
 
Ну и апофеоз - "ликвидация выбранных личностей". "Компрометация дипломатов и официальных лиц с помощью сфабрикованных доказательств и даже их возможная ликвидация. Акция дискредитирует видных коммунистов и других публичных деятелей, посеет раздор в партийных рядах и других организациях благодаря фальшивым письмам и сфабрикованным доказательствам", - говорится в рассекреченных документах.
 
Однако Форин-офис струсил и на встрече 13 февраля 1948 года дал понять, что большинство предложений обречено. МИД просто испугался.  "Я возражаю. Мы выпустим на свободу силы, которые невозможно будет контролировать. Я не думаю, что этот план успешно сработает", - отреагировал тогда министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин.