На днях мы заглянули на открытый урок театрального мастерства, который на малой сцене Дворца "Украина" провел эпатажный театральный режиссер Роман Виктюк. На несколько часов блистательная Ада Роговцева согласилась побыть в шкуре виктюковской "ученицы": безропотно выполняла каждый указ и требование мэтра…
Задействовать одну из самых любимых и почитаемых украинских актрис в спектакле на презентации своей Творческой мастерской Виктюк обещал еще в конце апреля, и слово свое сдержал.
"АДУЛЬКА, ТЫ - ВЕЛИКАЯ АРТИСТКА!"
Тогда Роман Григорьевич сокрушался: "Ада Роговцева - это моя боль, ведь она не играет в родном городе! Нужно для нее и для других талантливых актеров придумать спектакль…" И сейчас они репетируют оригинальную трактовку "Лісової піснi" Леси Украинки.
- Адулька, ты великая артистка, я ж не спорю. Только не маши головой, не помогай себе голосом и движениями! С подсознанием работай. Адка, убью! - коршуном кружил пан Роман вокруг инвалидной коляски с Роговцевой, играющей смертельно больную Лесю Украинку, которая, превозмогая ужасную боль, пишет свое произведение. - Руку опускай. Вот та-а-ак. И представляй, что ты - ветерок. И кричи, кричи, Адуся: "Боюсь смерти!" Вот я уже и слезы вижу в твоих глазах. Это же гениально, дурочка!
На эмоциональные взрывы "учителя" Ада Николаевна реагировала спокойно:
- Ромка, дурнык, ты уже мокрый весь! Больше меня тут стараешься.
Свое решение выйти на сцену после длительного актерского простоя 75-летняя Роговцева объяснила просто:
- Почти год не общаюсь со зрителем, а значит - теряю актерскую сноровку. Хотела проверить, смогу ли еще что-нибудь выскрести из себя, из своего сердца…
Можете, Ада Николаевна! Можете и должны! Потому что украинский зритель любит и ждет вас не меньше московского! И нам не понятно, почему признанная всеми гениальная актриса вот уже год зарабатывает на жизнь исключительно участием в антрепризах и съемками в эпизодических ролях в кино и сериалах? При этом она не служит ни в одном из театров Киева!
Мы попытались найти ответ у ее друзей, руководителей ведущих столичных театров и у самой Ады Николаевны.
ЧТО ДУМАЮТ РУКОВОДИТЕЛИ ТЕАТРОВ
Михаил Резникович, худрук Национального академического театра им. Леси Украинки (здесь Роговцева проработала 35 лет), отказался говорить с "Комсомолкой" об Аде Николаевне, сославшись на занятость и, как нам сказала его помощница - "сложность перестраиваться ментально с репетиционного процесса на другие вопросы". В 1995 году Роговцева ушла из театра "как жена от мужа, ничего с собой не взяв и не ругаясь" - по ее же словам.
В книге-атобиографии "Свидетельство о жизни" Ада Николаевна пишет: "В 1995-м я уходила от того, с чем впервые столкнулась в 1983-м. Как сказал мой друг, работавший под руководством Михаила Резниковича: "Этот мальчик любит играть поломанными игрушками".
А вот еще один руководитель театра, где служила Роговцева, Эдуард Митницкий (худрук Театра драмы и комедии на Левом берегу) уверяет, что для Ады Николевны двери открыты всегда:
- Шестнадцать лет назад, когда Ада Николаевна оказалась вне театра, я пригласил ее в труппу. Здесь же через десять лет на нашей сцене сделала первые шаги как актриса и ее дочь Екатерина Степанкова, а через какое-то время мы взяли ее в штат в качестве режиссера. Через какое-то время из-за недостаточного финансирования театра мы предложили Екатерине работу в Театре юного зрителя, но она отказалась, а в июле 2012 года вслед за дочерью ушла из театра и Ада Николаевна, передав заявление об уходе. После трех успешнейших работ в Театре драмы и комедии ("Обманутая", "Розовый мост" и "Вася должен позвонить") двери театра распахнуты для Ады Николаевны сегодня и всегда!
"ЭТО ВРЕДИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА!"
Интересно, что худрук Театра Виктюка в Москве Роман Виктюк видит эту проблему "со своей колокольни" иначе:
- То, что Ада "простаивает" как театральная актриса - не ее вина. Это вредительство государства Украина и этот вопрос надо задавать стране, а не режиссерам и сценаристам, которые не спешат к Аде со сценариями. Это всепоглощающее безразличие государства. Я ставил этот вопрос перед всеми президентами Украины (Роговцева и раньше несколько лет была без работы в киевских театрах. - Авт.) в разное время. Все говорили: "Так-так", но в итоге никакого решения принято не было. Тогда я предложил Аде переехать в Москву, но она отказала: "Батьківщину покинути не можу. Тут був син, чоловік, а тепер зостались дочка з онуком". Я предложил сейчас Аде ряд ролей, ряд сценариев. Она с ними знакомится и должна мне сказать ответ, после чего приступим к репетициям. Спектакль поставим на малой сцене Дворца "Украина".
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
"Почти 10 лет я не получала предложений от киевских режиссеров"
Ада Роговцева и раньше не пользовалась особой популярностью у руководителей столичных театров. Так, она после ухода из Театра им. Леси Украинки (1995 год) много лет была не задействована на подмостках родного города. Поэтому в ответе самой Ады Николаевны читается смешанная с сильной обидой актерская боль женщины, которая мечтает выходить к киевскому зрителю:
- После ухода из театра имени Леси Украинки, после работы над "Обманутой" с Богомазовым и над невышедшим спектаклем о Чехове с Митницким почти десять лет я не получала от киевских театральных режиссеров предложения работы… Никто не принес мне пьесы, никто не назвал мне роли. Единственный киевлянин, позвавший меня играть, был Игорь Афанасьев, но и он был нью-йоркцем, и премьерные спектакли "Варшавской мелодии-2" мы играли в Америке. Если бы не "Варшавская", я не имела бы возможности выходить к родному киевскому зрителю…
Сейчас же я играю только в московской антрепризе - этому спектаклю уже 10 лет. А еще и горе, которое пережила (1 июля будет год, как умер сын Роговцевой, Костя. - Авт.) не дает мне собрать себя "по частям в одно целое". И мне уже начинает казаться, что профессия моя уже отошла.
КОМПЕТЕНТНО
Олег ВЕРГЕЛИС, театральный критик:
- Востребованность Ады Роговцевой в кино сегодня невероятно велика: сериалы, прокатные фильмы, - в месяц у Ады Николаевны почти неделя съемочных дней, это очень много. Почему Ада Николаевна не идет в штат других столичных театров? Может, ей это и не нужно. К примеру, сейчас в процессе разработки -два независимых театральных проекта, где она могла бы сыграть. Первым проектом занимается ее дочь Катя Степанкова (уже есть материал, декорации и само видение этой работы). Идею второго проекта привез в Киев Роман Виктюк. Идея пьесы очень интересная, и Роговцева обмолвилась на днях: "Молю бога только об одном: чтобы он дал мне силы стоять на сцене в большом спектакле".