Как показать себя в выгодном свете

Вместе со специалистом по пиару мы выясняли, как добиться известности.

Елена Деревянко - вице-президент Украинской PR-Лиги, партнер агентства PR-Service.

Еще пару десятилетий назад формула "не высовывайся" - во всей смыслах - была основным постулатом большинства членов нашего общества. Сегодня мы наблюдаем противоположную ситуацию из серии "сам себя не похвалишь - успешным не будешь". Студентам преподают основы самопрезентации, тех, кто хочет устроиться на работу, учат, как правильно вести себя на интервью. О том, зачем современному человеку нужны эти навыки и как найти грань между "технологиями успеха" и чувством собственного достоинства, мы спросили Елену Деревянко - одного из признанных гуру отечественного PR, "человека-бренда", по версии журнала MMR, вице-президента Украинской PR-Лиги, партнера агентства PR-Service (№1 в рейтинге компаний своей отрасли).
 
СДЕЛАТЬ ИМЯ
 
- Как "инженер" чужих, а вполне вероятно, и своей собственной репутации скажите: почему в наше время все - от бизнес-структур до пользователей Интернета - считают жизненно необходимым правило сделать себе "имя"? Это человеческое тщеславие или реально необходимый фактор достижения жизненного успеха? 
 
- "Имя", то есть известность, авторитет, имидж и прочее, что подразумевается под этим понятием в контексте нашей беседы, безусловно, всегда было одним из ключей к успеху, к достижению поставленных целей - идет ли речь о компании или об индивидууме. "Или Цезарь - или никто". Возможно, одна из первопричин этого - тщеславие. Но при этом нельзя сбрасывать со счетов природу человеческого взаимодействия и конфигурацию общественных отношений. А также современный мир с ростом народонаселения, стиранием границ, колоссальными возможностями для моментального обмена информацией. Попросту говоря, нас слишком много, и нам очень просто "поведать о себе миру", как говорила Фрекен Бок из чудного советского мультфильма про Карлсона. Отсюда феномен блогов, социальных сетей, гражданской журналистики, благодаря которым слышен голос не только публичных персон, но и обычных людей. Так что создавать "бренд имени себя" вовсе не плохо, как было принято думать раньше. Это естественно и нормально. Другой вопрос, какой результат это дает "имененосцу" и обществу.
 
- Не создает ли такое количество желающих "попиариться" благодатную почву, чтобы в общественном сознании отложились имена не самых достойных, а самых пронырливых?
 
- К сожалению, справедливость достаточно редко торжествовала во все эпохи. "Нет пророка в своем отечестве", "слава к художнику приходит после смерти" и так далее. Однако есть и хорошая новость. Интернет и прочие возможности получения информации позволяют быстро добыть информацию о подноготной и скелетах в шкафу публичных людей. Так что, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Раз мы живем в информационном обществе, нужно учиться критическому мышлению, учиться сравнивать интерпретации одних и тех же событий из разных источников. Тогда в сознании будет больше имен достойных людей и меньше имен людей пронырливых.
 
- Можете привести пример торжества справедливости при жизни героя?
 
- Американский художник, писатель и просто многогранная личность Энди Уорхолл стал символом эпохи 60-х, а затем и просто символом вне времени не только благодаря Студии 54, но прежде всего благодаря своему нестандартному взгляду на искусство. Причем был настолько убедителен в своей вере в самого себя и настолько талантлив в механизмах продвижения собственного бренда, что сумел не только прославиться здесь и сейчас, но и войти в историю и стать легендой, гуру, на которого продолжают равняться и в XXI веке.
 
РАСТИМ БРЕНД
 
- Вы упомянули о "механизмах для продвижения себя". То есть успех можно рассчитать математически и выстроить от и до - например, как дом?
 
- Скорее речь идет о том, чтобы вырастить бренд, а не построить его. Потому что строительство - контролируемый механический процесс, в котором мало неизвестных переменных. А сельское хозяйство, отрасль, которая выращивает живые организмы, - один из самых непредсказуемых видов человеческой деятельности. 
 
- Тогда как вырастить "урожай имени себя"?
 
- Во-первых, чем большими знаниями обладает индивидуум, чем легче и эффективнее он воспринимает новую информацию - тем больше у него шансов построить в будущем тот самый "дом". Во-вторых, очень важно уметь правильно общаться. Чем выше коммуникативные навыки человека, тем лучше. Причем неплохо бы, чтобы интерес к людям был искренним, а не чисто механическим или сугубо потребительским. В-третьих, нужна индивидуальность. Все, чем отличается конкретный человек от других людей, может стать его фишкой и вывести его на новый виток развития - личностного, профессионального, а также сыграть важную роль в его будущей "брендизации". И, наконец, в-четвертых, быть последовательным. Надежность важна не только для финансовых структур, но и для людей, причем в гораздо большей мере. И пятое: четвертую власть никто не отменял. СМИ по-прежнему создают имена и так же разрушают репутации. Но только понимая, что мир масс-медиа уже не ограничивается привычными газетами-журналами-радио-ТВ. Рядом есть параллельный виртуальный мир, который тесно связан с традиционными СМИ, при это живя по своим законам. 
 
ВОПРОС РЕБРОМ
 
Главное - быть естественным
 
- И все-таки каково главное условие, которое облегчит амбициозному человеку путь к славе?
 
- Человек, "делающий имя", прежде всего должен быть естественным. В мире слишком много обмана, лжи и подделок, поэтому люди интуитивно тянутся к аутентичности, "настоящести". Талант, опыт и харизма, нестандартное мировоззрение, яркая гражданская позиция, открытость ценны только приправленными искренностью.