Уик-энд в лифте на эшафот

Конкурсный показ начался с фильма Станислава Говорухина.

Герой Максима Матвеева - финдиректор фирмы, укравший крупную сумму, вынужден инсценировать свое самоубийство. Фото: кадр из фильма.

Председателем конкурсного жюри 24-го "Кинотавра" стал Александр Митта. Очень бодрый Александр Наумович пообещал, что жюри будет честным и справедливым, - и тут же ему вручили приз "За честь и достоинство". Митта его давно заслужил, но какой-то странный осадок остался от того, что действующий председатель заодно получает и почетный приз: словно бы решили дать награду сразу, чтобы два раза не бегать.

Сразу после продемонстрировали новый фильм Станислава Говорухина Weekend. Герой, финансовый директор крупной компании Игорь Лебедев (Максим Матвеев), на пару с шурином-префектом (Александр Домогаров) украл бешеные деньги, что-то вроде ста миллионов евро. Растрату раскрывает старичок бухгалтер, злой, но очень честный и принципиальный. Герою не остается ничего, кроме как застрелить его прямо в офисе, инсценировать самоубийство и забрать из сейфа весь компромат. Проскользнув мимо охранника, он возвращается, хватает бумажки, заходит в лифт, едет вниз... Увы, пятница, охранник, уверенный, что в здании больше никого нет, выключает электричество. И финдиректор застревает в лифте на весь уик-энд...

В титрах фильма указано, что снят он "по идее Ноэля Калефа". На самом деле старый роман Калефа "Лифт на эшафот" стал основой для одноименного шедевра Луи Малля (1958), элегантного триллера, после которого во французском кино ударила так называемая "новая волна" (хотя формально первым ее манифестом считают "400 ударов" Трюффо). Говорухин в интервью говорит, что Малль не имеет к "Уик-энду" никакого отношения - это просто экранизация книги. Может быть, но первые минут двадцать "Лифт на эшафот" и "Уик-энд" (оба они, кстати, черно-белые) можно сравнивать буквально по кадрам и не находить особых отличий. Ну что ж: "Я не угнал, просто взял покататься", мог бы повторить вслед за одним из своих персонажей Говорухин. Зато режиссер не отказывает себе в удовольствии сызнова проговорить любимую мысль: вокруг царит порок, молодые - подлецы, у них нет ни чести, ни духовности. В "Ворошиловском стрелке" действовали ровно те же персонажи: справедливый старик, юные мерзавцы, невинная обманутая девушка, честный милиционер. Тут, правда, "молодые" - не только одноклеточные пацаны, но и успешные финансисты; однако более нравственными они не становятся. Сам же себя Говорухин, похоже, ассоциирует с убитым в начале бухгалтером, которому смерть не мешает с небес вершить суд над подонками.   

Поразительно, но самые положительные персонажи в картине - иностранцы, добропорядочная семья из Швеции. Кажется, Станислав Сергеевич отчаялся взрастить своими картинами нормальное поколение в своей стране и на секунду устремил взгляд на Запад. Но тут его персонаж поднял пистолет - и шведской семье пришел конец.