Новая Конституция усилит Раду и ослабит губернаторов

На днях Конституционная ассамблея собиралась на одно из заседаний, резюмирующих год ее работы. "КП" узнала, какие правки в Основной закон страны украинцам предложат внести на референдуме.

Депутаты задумаются над утверждением изменений ближе к осени. Фото: УНИАН.

На днях Конституционная ассамблея собиралась на одно из заседаний, резюмирующих год ее работы. Комиссии, составленные из экспертов в разных направлениях - конституционный порядок, народовластие, правосудие, самоуправление и админреформа, - высказали свои предложения правок в Основной закон.
 
Это заседание может стать одним из финальных. Эксперты соберутся еще несколько раз, после чего правки могут быть легализованы либо Радой, либо путем всенародного референдума, который, по словам Леонида Кравчука, может пройти в январе следующего года (если Рада отклонит правки в Основной закон).
 
- В позапрошлую пятницу было заседание нашей комиссии по вопросам госстроительства - это сердцевина ассамблеи. И комиссия поддержала ряд ключевых предложений, например в том, чтобы Украина осталась парламентско-президентской республикой с усилением роли парламентаризма, - рассказал "КП" бывший депутат Рады Георгий Крючков.
 
Но, несмотря на утвержденные основные параметры, в работе Конституционной ассамблеи намечается ряд проблем. Во-первых, как сказал "КП" один из ее членов, руководство - так называемое Бюро - не согласовало ключевые правки с главой государства. Во-вторых, рядовые члены не принимают активного участия в работе.
- Для нас, простых участников, все в латентной форме. Я вот, например, знаю лишь, что существует концепция работы нашей комиссии - остальное для меня абсолютный туман. Ни о содержании принимаемых документов, ни о каких-то решениях мне неизвестно, - рассказал "КП" вице-президент Ассоциации депутатов Украины Александр Барабаш.
 
Однако ключевая проблема в том, что ассамблея пока что даже не утвердила концепцию обновления Конституции - а раз нет простейших "рельсов", по которым будет двигаться бронепоезд перемен, нет смысла говорить о громких преобразованиях Основного закона.
 
- Напрашивается аналогия с Виктором Ющенко, который спешил настолько, что подготовил концепцию, но не удосужился утвердить ее на Конституционном совете, не смог собрать экспертов. Тогда он "бросил" проект прямиком в Раду, не обсуждая ни с кем - и результат был предсказуем: депутаты "прокатили" проект не рассматривая, - сказал "КП" член ассамблеи, пожелавший остаться неназванным.
 
К тому же даже у Бюро есть сомнения относительно "обходного пути" для легализации изменений, связанного с референдумом. Ведь закон, разрешающий утверждать правки всенародно, противоречит положениям 
 
13-го раздела Конституции - президента призывают исправить недоразумение.
 
КСТАТИ 
 
Что изменится в Основном законе
 
Для президента: главу государства продолжат выбирать всенародно (не в Раде), положение об одном или двух турах пока не рассматривалось. 
 
Для Рады: останется однопалатной, неприкосновенность депутатов сузится (арест и задержание возможны, но только с санкции Рады). Полномочия расширятся.
 
Для Кабмина: правительство будет формировать победившая на выборах в Раду партия, она же сможет выражать недоверие как целому Кабмину, так и отдельным членам.
 
Для страны в целом: Украина останется парламентско-президентской республикой. 
Для губернаторов: главы администраций останутся на уровне областей, Киева и Севастополя. Функции - чисто надзорные, назначать продолжит президент.
 
Для судов: президент получит возможность назначать судей бессрочно по представлению Высшего совета юстиции. 
 
Для народа: люди получат право законодательной инициативы (наряду с президентом, Радой и Кабмином).