Киев, Оболонь, 6 часов вечера. Час пик. У входа в торговый центр паркуется "Рено Логан". Из машины выходит молодой парень, ставит авто на сигнализацию и идет за покупками. Возвращается через 15 минут, открывает машину, садится за руль… И вылетает из салона как ошпаренный. На заднем сиденье, где лежали ноутбук, фотоаппарат, барсетка и документы, пусто. При этом в машине даже намека нет на взлом. Сигнализация и замки работают исправно. Милиция приехала и развела руками: работали профи. А вот история с жителем Печерска, который оставил возле дома "БМВ Х5" и ушел отдыхать. Особо не волновался - в машине новейшая многоуровневая система охраны плюс спутниковый маячок. Наутро на месте, где стояла "беха", был припаркован старый "жигуль" соседа. Сигналка даже не пикнула. Автомобиль найти не удалось.
НА УГОН ОТ НЕДЕЛИ ДО ПОЛУТОРА МЕСЯЦЕВ
Такие истории не только бросают водителей в холодный пот, но и заставляют задуматься над логичным вопросом: от кого защищают стандартные сигнализации? И нужны ли они вообще? Поговорить на эту тему согласился человек, который знает ответы лучше других.
Мы встретились на одной из СТО Киева. Рослый, спортивного телосложения, солидный мужчина лет сорока. Никогда не скажешь, что еще пару лет назад он "топтал зону". В прошлом Игорь, так он попросил себя называть, занимался профессиональным воровством - угоном машин. За что однажды и поплатился. Сейчас вышел на волю, организовал фирму. Кстати, по продаже запчастей.
- Автомобили - это моя жизнь, знаю о них все, - говорит Игорь. - Так что род деятельности решил не менять, занимаюсь запчастями. Заработок не тот, но все законно.
С тремя подельниками Игорь уводил VIP-автомобили в Киеве и области. Порой приходилось выезжать на заказ и в другие регионы. За угон машины класса "Лексус" бригада получала от 100 до 150 тыс. грн. - в зависимости от модели.
Завидуете? Не спешите. Во-первых, даже суперпрофи рано или поздно ошибаются. Во-вторых, чтобы вскрыть крутую тачку, нужно оборудование, которое порой тянет на десятки тысяч долларов.
- Угон машины - это сложный и долгий процесс, порой он занимает от недели до полутора месяцев, - говорит Игорь. - Получили заказ, ищем нужный вариант, а лучше сразу парочку. В процессе слежки определяется самый подходящий. Например, владелец бросает свое авто на улице или у кого-то более простая сигнализация. Затем узнаем привычки владельца, маршрут. Когда информация собрана, начинается главное. К цели мы подъезжаем два раза. Первый - для сканирования сигнализации, второй - для угона. Идеальное место считывания кода - это стоянка возле маркета. Даже если подкатить слишком близко, подозрения не вызовет.
По словам собеседника, когда код уже в кармане, начинается процесс изготовления ключа, техпаспорта и "досок" (фальшивые номерные знаки). Делается так называемый двойник.
- На дело идем втроем. Один сидит в машине, второй на стреме, третий работает, - продолжает Игорь. - Когда замки открылись, в машину садится перегонщик в костюме и при галстуке. Он доставляет машину в нужное место. Если заказчик иногородний, авто выезжает из города, если киевский - в отстойник. Перед угнанной машиной всегда идет авто сопровождения, водитель которой сообщает о патрулях ГАИ. Бывало, тормозили, но, увидев за рулем солидного мужчину с документами, отпускали. Номер кузова никто не сверяет. На все про все у нас 10-15 минут.
"Заводилки" и глушилки
Если автомобили российского или украинского производства открыть можно с помощью простой отмычки, свернув замки, то с дорогими иномарками все намного сложнее. Даже если угонщику удалось считать код с брелока сигнализации и открыть ее, это не значит, что получится завести машину. VIP-автомобили буквально напичканы иммобилайзерами, сканерами и даже GPS-передатчиками.
- Если на машину есть заказ, никакая сигнализация не поможет. Другое дело, как сработает угонщик. Бывает, машину берут практически без подготовки, - говорит Игорь. - Тогда в ход идет все. Подъехали поближе, включили код-грабер (сканер). Эта штука снимает практически любые коды, даже динамические. Следующая задача - завести мотор. Самый распространенный способ - "заводилка". Это устройство подключается в салоне автомобиля к разъему диагностики. Электроника вводит контролер двигателя в сервисный режим и прописывает новый ключ. После машина должна "ожить". Бывает, что системы охраны полностью отрубают топливную систему. Поэтому профи берут с собой автономную топливную систему (мини-бак с насосом) и прямо на месте переоборудуют автомобиль.
Следующая задача угонщика - заглушить всевозможные сигналы, которые может подавать машина. Для этого используется мини-глушилка.
- Качественная глушилка стоит очень дорого, но она важна. В серьезных машинах может быть модуль, который передаст координаты автомобиля, такой себе GPS-маячок, - продолжает Игорь. - Я в свое время погорел именно на этом. Глушилка работала, но недостаточно хорошо. Машина сумела передать данные.
По словам Игоря, стоимость аппаратуры, с которой идут на дело угонщики, порой превышает по цене даже саму машину.
Любимые марки воров
1. "Тойота"
2. "Лексус"
3. "БМВ"
4. "Мицубиси"
Больше всего авто угоняют в Киеве, Одессе и Донецке, меньше - в Тернопольской и Сумской областях. Пик хищений в Украине приходится на будние дни. Как правило, это вторник, среда и суббота. Основное количество угонов происходит ночью.
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно статье 289 УК, за незаконное завладение автомобилем предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с конфискацией или штраф от 17 000 до 20 400 грн. с конфискацией.
Если кража совершена группой лиц, срок увеличится от 5 до 8 лет.