Документ коренного избирателя
ЗАЧЕМ ВВЕЛИ: Первым за идею разделить жителей города с пропиской и без (читай - с правом голосовать и без оного) взялся Черновецкий. Леонид Михайлович раздавал продуктовые наборы, выплачивал к праздникам матпомощь "своим любимым бабушкам". И это сработало - перевыборы Черновецкий уверенно выиграл. Ввести "Карточку киевлянина", по которой льготникам предусмотрены скидки, экс-мэр не успел. Сегодняшняя власть это нововведение подняла на щит. Сейчас карточка будет действовать как скидочный талон на городские услуги (транспорт, городские аптеки, магазины), но со временем она может получить и "живые деньги", если правительство Украины сделает шаг к монетизации льгот. Тогда льготнику ежемесячно будет "капать" некая сумма из бюджета города и страны, а он сам решит, на что ее потратить.
На днях будут подписаны договоры с продуктовыми сетями "Сiльпо", Billa, West line и в агентстве заказа билетов "Карабас", скидку обещают 5%. В издательском доме "Толока" - 25-30% на газеты и журналы.
Уже год в коммунальной сети "Фармация" владельцы карточек могут купить препараты из списка (82 наименования) на 30% дешевле. Плюс к этому в "социальной" аптеке (таких будет по одной в каждом районе), сети "Фармация", будет скидка 5-40%, но уже на все препараты.
ИТОГ: Главный плюс "Карточки киевлянина" в том, что из бюджета на нее не потратят ни копейки - все за счет инвесторов. Еще один плюс - она не обязательная: хочешь оформляй, хочешь нет. Из минусов - пока небольшой ассортимент скидок, но его обещают пополнить.
Что дает "Карточка киевлянина"?
Бесплатный проезд в метро (льготникам)
Скидки в коммунальных аптеках
Скидки в сетях супер-маркетов
Этапы внедрения
I-й этап (закончился) - 55 000 льготников.
II-й этап (закончится осенью этого года) - 425 000 льготников.
III-й этап (точной даты нет) - все зарегистрированные киевляне.
А КАК У НИХ
В России шагнули дальше "карточки москвича". С марта ее начали менять на "универсальную электронную карту" по всей стране. Она дает право на льготный проезд в общественном транспорте (пенсионерам - бесплатно). По ней можно оплатить квартплату, налоги, рассчитаться за товары в магазинах (более 3000 предприятий), записаться на прием в поликлинику, а школьнику оплатить обед в столовой. Отметим, что проект не инвестиционный, как у нас, а за счет федерального бюджета.
|
Единый билетик на весь транспорт
ЗАЧЕМ ВВОДЯТ: Для удобства пассажиров - раз купил и катайся целый день, месяц, год.
ЧТО ДАЕТ: Внешне единый билет будет напоминать проездной в метро на количество поездок, которые можно пополнить в терминале на любой станции. На данный момент таким видом проездного в подземке пользуются 20% людей.
Общественный транспорт оборудуют валидаторами (устройствами для снятия денег с карточки, см. фото), к которому при входе нужно поднести карточку, и устройство издаст громкий звук, чтобы все в салоне знали, уплачено за проезд или нет. Это исключит человеческий фактор - не будет кондукторов, зато останутся контролеры.
Интересно, что по примеру Москвы Киев не пошел. Несколько лет назад в столице северных соседей установили турникет на передней двери. Привело это к скандалам - к длиннющим очередям на остановках и толкучке в час пик.
- Мы готовы. Осталось только подписать договор и начать установку устройств, - рассказали нам в компании Alfa pay, победившей в тендере.
В мэрии нам рассказали, что до конца года единый билет появится в метро, а до середины 2014 года - во всем наземном транспорте.
ИТОГ: Сам проект дорогостоящий - инвестор вложит 120 млн грн. и будет получать 8,47% от выручки. Плюс в том, что проект инвестиционный и не потребует больших затрат бюджета. Минусы (для потребителя) - стоимость проезда повысить технически будет крайне легко.
А КАК У НИХ
В Польше действует проездной билет на все виды транспорта по времени. Покупаешь проездной в Варшаве на 20 минут - и побежал! Если за это время не успеешь выйти из транспорта, то получишь штраф в $100, а если застигнут на месте - $300.
В той же Москве единый билет ввели в феврале. Проездной на метро у них можно использовать и в троллейбусе, и в автобусе по принципу "больше ездишь - больше скидки".
Годовой проездной стоит 6800 грн. (17 тысяч рублей). Неудивительно, что его плохо раскупают из-за высокой стоимости. Особо мучаются пожилые жители Москвы.
Ксива иностранного туриста
ЗАЧЕМ ВВЕЛИ: Kyiv City Card - это мировая скидочная туристическая карта. Чем больше музеев, гостиниц и ресторанов участвуют в этом проекте, тем проще иностранцу находиться в городе. Киев первым из городов страны "подписался" на City Card. Карточки появились в продаже (на 3 дня 200 грн., на 7 дней - 400 грн.), а для ВИП-клиентов - gold на 90 дней и platinum на 365 дней.
ИТОГ: Исходя из цены карта рассчитана на клиента-иностранца, который понятия не имеет, сколько стоит билетик в один из киевских музеев.
Что дает Kyiv City Card?
20 музеев бесплатно
скидки на круизы по Днепру, в ресторанах, гостиницах, муниципальном такси и на прокат авто
А КАК У НИХ
В Москве туристическая карточка стоит 620 грн. (правда, и достопримечательностей больше 60), в Барселоне стоит 250 грн. на два дня, в Париже - 360 грн., в Будапеште - 270 грн. на три дня, в Венеции - 300-400 грн. на неделю, в Лондоне на один день - 560 грн., в Нью-Йорке - 600 грн.
МНЕНИЕ
|
Алла Шлапак, глава гуманитарной комиссии Киевсовета:
Киев - современный мегаполис. Город развивается и заодно развивается система предоставления услуг киевлянам, в том числе и со стороны местных властей. Введение "Карточки киевлянина", единого транспортного билета, возможность покупать лекарства и продукты со скидками - это лишь часть важных социально направленных проектов, которые должны быть реализованы в столице, чтобы поддержать киевлян.
Если какой-то проект или инициатива является полезной и прогнозируемо нужной для киевлян - нет ничего крамольного в том, чтобы перенять этот опыт у стран-соседей. Главное, чтобы на пути хорошей идеи не встало чье-то дерзкое желание наживы. Как, например, это было с "Карточкой киевлянина", когда отдельные чиновники стремились превратить социальную инициативу в бизнес-проект, из-за чего и произошли такие значительные задержки с полноценным внедрением этого проекта.
С другой стороны, в обществе, учитывая современный темп жизни и техногенный прогресс, есть запрос на социальные проекты, которые бы устраняли бюрократические преграды. Например, недавно ко мне обратился Студенческий совет Киева с предложением объединить студенческий и проездной билеты.
При грамотном управленческом подходе Киев совершенно оправданно может стать столицей комфортной и безопасной жизни.