Актриса Раиса Рязанова: "На третью часть "Москва слезам не верит" я бы не согласилась - наши герои в 60 не интересны"

"Долгая дорога домой" - так называется новый четырехсерийный фильм, одну из главных ролей в котором играет Раиса Рязанова - Тося из "Москва слезам не верит".

Свободное от съемок время актриса проводит на любимой даче. Фото: автор.

Картину снимают в Минске по заказу телеканала "Домашний", и Раиса Ивановна играет в ней роль врача, который помогает вернуться к нормальной жизни главному герою.
 
В перерыве между съемками и просьбами дать автограф и сфотографироваться нам удалось задать актрисе несколько вопросов. 
 
"Я БЕЗ УМА ОТ СВОЕЙ ДАЧИ"
 
- Раиса Ивановна, обратил внимание, что даже десятиминутные паузы между сценами стараетесь чем-то заполнить. Читаете, разгадываете кроссворды… 
 
- Характер у меня такой - деятельный. Может, в недалеком будущем я и предпочту свободное время проводить, просто сидя на лавочке, но не сейчас.
 
- А дома тоже разгадываете кроссворды и читаете книги? 
 
- Что вы! У меня дача. Люблю ее просто до беспамятства. У меня каждый день на счету. Меня Андрей, продюсер фильма, в котором сейчас снимаюсь, спрашивает: "У вас сейчас посадочный период?" Я говорю: "Нет, уже поливочный. Уже надо поливать. А огурцы надо поливать каждый день, а я вот уже третий день здесь - в Минске".
 
- Что еще у вас растет на грядках?
 
- Огурцы, помидоры, редиску посадила, свеклу, лук. Приеду - петрушку раскидаем, морковку…
 
- Это ведь с утра до вечера на грядке и не разгибаясь. Зачем вам это - проще ведь купить?
 
- Не скажите, а процесс? Помню, когда была маленькой, мы приезжали на каникулы к бабушке, и огород был нам наказанием. Нас было 4 внука, и мы картошку пололи, кто быстрее. Огурцы поливали, таская воду ведрами из речки… Кто заканчивал свою работу быстрее, в качестве награды мог бежать к друзьям…
 
Но сейчас-то совсем другое дело и другое ко всему этому отношение. Дача для меня в радость. Вот недавно угостила соседку своей консервацией - огурцы привезла, икру баклажанную, компот. Она говорит: "Слушай, я таких огурцов в жизни не ела. Такие вкусные!" Вы не представляете, как приятно такое слышать. Эта ж такая похвала. Ну, вот я и стараюсь.
 
- Сын часто приезжает помогать?
 
- Не очень. Потому что тоже работает в театре. У него тоже репетиции. Вот когда уже кричу "караул!", тогда приезжает обязательно. Совсем недавно с женой приехал да еще и двух друзей привез. В десять рук, конечно, мы всю работу переделали, которую я бы неделю делала. 
 
- Наверное, и бесперебойные поставки огурчиков сыну налажены? 
 
- А как же? Куда мне самой столько! И не только огурчиков. Сын мои компоты очень любит… 
 
- Откуда у вас столько времени и сил? Вы же еще и довольно активно снимаетесь, и не только в России…
 
- Главное - есть желание. Остальное как-то само собой…
 
"В 60 ТОСЯ НАУЧИЛАСЬ БЫ ДЕЛАТЬ ЕВРОРЕМОНТ. И ВСЕ"
 
- Сейчас очень любят снимать ремейки и продолжения к советской классике, к которой, безусловно, можно отнести фильм "Москва слезам не верит".  Поступали вам предложения сняться в такой картине?
 
- Предлагали сделать продолжение. Вроде как в первой серии нам по 20 лет, во второй - по 40. Ну вот и предлагали снять, когда нам по 60. Но, понимаете, моя героиня - маляр, ну через 20 лет, наверное, она научилась делать евроремонт. Вера Алентова - директор завода. Наверное, она стала министром химической промышленности. Людка - просто хороший, веселый человек. Наверное, она вышла замуж за генерала, как и мечтала, да и уехала куда-нибудь. И все. Картина была бы, может быть, про наших детей, а дети у нас там есть. А значит, все будет происходить в наше время со всеми нынешними веяниями, нравами. И тогда это была бы уже совсем не "Москва слезам не верит", а какая-то другая картина.
 
- Вы неоднократно говорили о просто-таки волшебной атмосфере на съемках "Москва слезам не верит"…
 
- Это за счет нашего режиссера Меньшова. Он по профессии актер и пол­сценария сам написал. Многое исправлял, добавлял, в чем-то не соглашался. И он позволял нам, актерам, все, любые эксперименты и импровизации, но только на репетициях. А когда входили в кадр - звучала фраза "девочки, а теперь по тексту". Но вот то состояние, которое царило на репетиции, - оно ведь оставалось. Потому играть было очень легко - он вводил нас в нужное ему состояние и заставлял работать четко по сценарию, который сам же выверял до мелочей. Работать было очень комфортно. 
 
- У вас за плечами съемки более чем в 200 фильмах. Был еще хотя бы один со схожей атмосферой?
 
- Был такой фильм, назывался "День и вся жизнь". Я играла кормящую мать. Даниле (сын Раисы Рязановой. - Прим. авт.) тогда было четыре месяца. К слову, всем говорю, что сын свою актерскую карьеру начал в четыре месяца. Так вот, там ко мне относились как к хрустальной. Раечка то, Раечка се… 
 
- Трудно, наверное, было сниматься с несмышленышем на руках? 
 
- Да, бывали моменты, конечно. Кормлю грудью в кадре. Режиссер говорит "Стоп!". А поди ребенка останови - он-то не наелся, и про дубль ему не объяснишь. Или говорят: "Раечка, ты пока Данилу не корми - съемочки через час". А молоко-то прибывает, нужно что-то делать… Но вспоминать это время приятно. Было потрясающе! 
 
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
 
Раиса Ивановна Рязанова родилась 31 октября 1944 года в Петропавловске. Заслуженная артистка России (1993), народная артистка России (2005).
 
В детстве переехала с матерью в Подмосковье. После окончания школы поступила в Рязанское музыкальное училище по классу баяна. После выпуска преподавала музыку. В 1969 году окончила Государственный ин­­ститут театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). На втором курсе там познакомилась с будущим мужем - Юрием Перовым. Уже через год у них родился сын Данила.
 
С 1979 года - актриса киностудии им. М. Горького. Лауреат Государственной премии СССР (1981 - за роль Антонины в фильме "Москва слезам не верит").
 
ТОП-5 ФИЛЬМОВ 
 
◆ "Москва слезам не верит"
◆ "Белый Бим Черное ухо"
◆ "Перед рассветом"
◆ "Любовь"
◆ "Грозовые ворота"