"Жизнь Адели" взяла Пальмовую ветвь

Решение жюри Стивена Спилберга - самое взвешенное в новейшей истории Каннского фестиваля.

Режиссер Кешиш получил не только Золотую пальмовую ветвь, но и поцелуи главных героинь своего фильма. Фото: Рейтер.

Столь полное единение критики и жюри (состоявшего из таких разномастных членов, как Николь Кидман, Кристоф Вальц, Кристиан Мунджу, Энг Ли и др.) припомнить трудно. Не считая актерских наград, представляющихся решениями глубоко компромиссными, все остальные призы были распределены так, как будто присуждало их не жюри, состоящее из актеров и режиссеров, а шайка самых радикальных критиков.  

"Золотой пальмой" наградили самую радикальную и самобытную картину конкурса - трехчасовой опус Абделлатифа Кешиша "Жизнь Адели. Главы 1 и 2". Это штучное, тончайшим образом выделанное социально-психологическое кино о взрослении и любви как жизненной катастрофе. С персонажами из плоти и крови, до которых, кажется, еще чуть-чуть - и можно коснуться рукой. Не зря в виде абсолютного исключения вместе с главным фестивальным трофеем были вручены сразу три почетные грамоты - не только режиссеру, но и молодым актрисам Адели Экзаршопулос и Леа Сейду, сверхреалистично сыгравших любовную драму. Универсальную настолько, что язык не поворачивается назвать ее лесбийской, хотя по сюжету главная героиня, 17-летняя Адель, после первого сексуального опыта с парнем влюбляется в девушку. Сцены секса выполнены Кешишем столь же подробно, обстоятельно и протокольно честно, как эпизоды поглощения пищи, поскольку и тому и другому процессу плотоядная Адель отдается с полным самоотречением. 
 
Приз за сценарий достался китайцу Цзя Джанке за эпопею "Печать греха", являющую собой образец концептуального искусства и состоящую из четырех новелл, герои которых - лузеры и аутсайдеры - вершат суд над категорически не устраивающей их жизнью в развивающейся Поднебесной. 
 
За режиссуру наградили молодого мексиканца Амата Эскаланте, чей "Эли" (Heli) стал самым жестоким фильмом фестиваля. Едва ли Спилберг или Кидман видели в своей жизни кино, где сворачивают голову щенку, а человеку в процессе долгих и обстоятельных пыток поджигают гениталии. 
 
Более предсказуемым, но от этого ничуть не менее справедливым кажется присуждение приза жюри картине японца Хирокадзу Коре-эда "Яблоко от яблони" (Like Father, Like Son), в основе которой достойный Андрея Малахова сюжет о младенцах, попавших в роддоме не в свои семьи. 
Каннский фестиваль не всегда поворачивается к зрителям лицом. (На фото: одна из актрис фильма "Жизнь Адели" упала, пока поднималась к коллегам на подиум). Фото: Рейтер.
 
Понятно, что совсем мимо американцев Спилберг пройти не мог. Он оставил без сладкого прелестную вампирскую сказку Джима Джармуша "Выживут только любовники" и обошел актерским призом Майкла Дугласа, совершившего подвиг в биографической комедии Стивена Содерберга "За канделябрами". Вероятно, награждение Дугласа стало бы чересчур очевидным решением. Таковым не явилось, однако, присуждение второй по значению фестивальной награды, Гран-при, трагикомедии братьев Коэнов "Внутри Льюиса Дэвиса". Выдающееся кинематографическое мастерство Коэнов давно уже воспринимается критиками как должное и даже вызывает скуку. 
 
Приз за лучшую мужскую роль отошел 76-летнему Брюсу Дерну - актеру, снимавшемуся в основном в фильмах категории "В", но неожиданно получившему роль в меланхолическом и глубоко вторичном черно-белом роуд-муви "Небраска" Александра Пейна. Награду среди актрис завоевала прославившаяся в "Артисте" Беренис Бежо, сыгравшая в назойливой разговорной драме "Прошлое" иранца Асгара Фархади.