А в год премьеры фильм посмотрели 76 миллионов 700 тысяч человек.О съемках этой искрометной ленты рассказываем сегодня.
Нередко сценаристы заимствуют сюжеты для своих историй из газет. Так случилось и с "Бриллиантовой рукой", в основу которой легла крохотная заметка в газете о контрабандистах, придумавших новый способ перевозки "золота-бриллиантов" - в гипсе! Заявку на киносценарий о том, как обычный советский гражданин по воле случая оказался в центре контрабандной махинации, но повел себя мужественно и честно, несмотря на свою робость и наивность, сценаристы Слободской и Костюховский оправили на "Мосфильм" в начале марта и уже 22 марта получили одобрение.
В архиве "Мосфильма" хранится аргументация этой кинозаявки: "В последние годы советский рубль окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги…"
Снимать про этих нехороших людей было поручено признанному комедиографу Леониду Гайдаю.
О пробах
Главная роль Семена Семеныча Горбункова без проб досталась Юрию Никулину, ему даже под эти съемки в цирке дали отпуск на полгода. На роль Геннадия Петровича Козодоева (он же Граф) пробовался Георгий Вицин, но ироничнее показался Андрей Миронов (к тому же Вицин порождал ассоциации с приевшейся троицей Труса, Бывалого и Балбеса).
Роль Лелика примеривал Михаил Пуговкин, но Гайдаю в этом образе понравился Анатолий Папанов.
Жену Горбункова Надю могла сыграть Ия Саввина, но утверждение получила Нина Гребешкова, жена режиссера.
Много споров у худруководства вызвали пробы артисток на роль управдома Варвары Сергеевны Плющ, которую могли сыграть Клара Лучко, Татьяна Гаврилова. Утверждение с большими сомнениями и авансом получила Нонна Мордюкова, против которой возражал и режиссер Гайдай. Позже, при обсуждении отснятого материала, больше всего шпилек достанется как раз Мордюковой - многие посчитают ее игру грубой, а изречения плоскими!
Одного из контрабандистов - аптекаря - мог сыграть известный актер Спартак Мишулин, но роль получил Леонид Каневский. Особенно понравился зрителю его "тарабарский язык". Мы спросили о нем у актера.
- Основу этой игры слов написал сценарист Яков Костюковский. В сценарии было лишь несколько слов, но я хотел продлить свое пребывание на экране и решил придумать целый монолог, - говорит Каневский. - Это игра слов, там есть и перевранные фамилии друзей. Например, когда жулики только надели гипс Никулину, есть фраза "Березина каманит". Я в те годы ухаживал за Анной Березиной, вот и сделал ей "послание" - что для нас означало "Каневский манит". Позвонил будущей жене и сказал, что она увековечена в картине Гайдая.
О съемках
Снимали в Адлере, а "заграничные" сцены - в Баку. Юрий Никулин в Адлер приехал вместе с сыном Максимом, и тому придумали специальную роль мальчика, который "идет по воде аки посуху". Как вспоминает Максим Никулин, сцену снимали долго, а режиссер все был недоволен. Дело в том, что мальчик после пинка Козодоева падал в воду раньше нужного. Тогда Гайдай пообещал Максиму, что на следующем дубле Миронов просто пройдет мимо, падать не надо. А сам сказал актеру: "Вдарь ему хорошенько!" Успокоенный пацан расслабленно наклонился за удочкой и… получил пинок, реально плюхнувшись в воду. Дубль сняли.
Немало повозиться пришлось с подводной съемкой, когда герою Папанова стянули трусы. Зрители думали, что на экране голая пятая точка Папанова. На самом деле актер отказался от обнаженки - его заменил дублер.
Во время съемок приходилось идти на ухищрения. "В те годы не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс, - говорит киноисследователь Федор Раззаков. - Часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок колдовали с ней в луже.
| Светлана Светличная, сыгравшая роковую искусительницу главного героя, расстраивалась, что ей не доверили спеть знаменитую песню "Помоги мне". Юрию Никулину ради съемок дали полугодовой отпуск в цирке. Фото: кадр из фильма. |
|
Из-за технических сбоев делали много дублей сцены, в которой Папанов выныривает из воды. Было холодно, и замерзший актер был вне себя от злости. После очередного неудачного дубля он, высунувшись из воды, рявкнул на ассистента: "Идиот!" Эту случайно снятую реплику Гайдай включил в фильм".
В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Горбункова, а на него падает и повисает на шее картина. Но на съемках картина не вешалась на шею Никулина "красиво". Однажды Никулин мельком обронил, мол, я только со звоном будильника просыпаюсь. Режиссер уцепился за это признание, ход нашли - в фильме у жены получается разбудить мужа только звонком будильника.
В эпизоде, где сын Горбункова кидается в Миронова мороженым, на самом деле использовался творог, который лучше "ляпался"; а швырял его не мальчик, а ассистент режиссера - воспитанному советскому ребенку не хватало наглости.
Во время съемок "Бриллиантовой руки" прошел слух, что Никулин… скончался. Работница гостиницы "Горизонт" обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней, а это был муляж, сделанный для съемок эпизода выпадения Горбункова из вертолета.
В финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину - зеленая.
"ДетЯм - мороженное, бабе - цветы!" Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд это уже шарики мороженого
в вазочках.
В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.
Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс "без шума и пыли", он в женской одежде - в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.