Офисные будни: на войне как на войне

Две трети украинцев регулярно ссорятся на работе. "Комсомолка" разбиралась, как перевести конфликт в конструктивное русло.

Наиболее успешными вояками являются холерики. Фото: Thinkstock.

Яблоко раздора

Коллектив изначально, состоящий из чужих друг другу людей и вынужденных ежедневно минимум по восемь часов в день находиться в одном относительно небольшом помещении, конфликтен по определению, говорят психологи. Одному лучше работается под музыку, другой не умеет говорить тихо, третий, уходя, никогда не берет с собой разрывающийся от звонков телефон… Добавьте сюда круги от чашек с кофе на общем столе, засоренную раковину, задымленные курильщиками лестницы и коридоры, и вы согласитесь: в такой обстановке не то что занервничать - свихнуться недолго!
 
Первые жаркие дни добавили украинским белым воротничкам новые поводы для конфликтов: яблоком раздора все чаще становится кондиционер. Одним все время душно, другим постоянно дует, и найти компромисс здесь практически невозможно.
 
"Норма жизни"
 
Конфликты на работе - это норма жизни практически любого коллектива. Как показал опрос, проведенный "Комсомолкой", похвастаться тем, что у них на работе сложилась неконфликтная компания, могут менее трети наших читателей. При этом каждый четвертый лично участвует в офисных ссорах чуть ли не каждый день!
 
Кстати, согласно исследованию, проведенному Международным кадровым порталом hh.ua, чаще других с ежедневными конфликтами имеют дело сотрудники производственных компаний, а реже всех - программисты. Самые популярные причины недоразумений - проблемы с коммуникацией, не отлаженные бизнес-процессы, разные подходы к решению задач, личная антипатия и неподходящая атмосфера в компании. 
 
Примечательно, что каждый 16-й работающий украинец относится к конфликтам философски - как к неотъемлемой составляющей творческого процесса. 
 
Делаем спор конструктивным
 
Ссоры в коллективе мешают рабочему процессу - и это однозначно. Каждый третий признается, что не может работать, даже если ссорится не он лично, а его коллеги! Еще столько же респондентов говорят об испорченном настроении, и только треть опрошенных умеет абстрагироваться и не реагировать на чужие выяснения отношений.
 
Особенно обидно, что все эти жертвы оказываются напрасными, ведь конструктивно, на пользу рабочему процессу заканчивается лишь 15% ссор. А в большинстве случаев столкновения только обостряют и без того непростые отношения и тормозят работу.
 
Между тем психологи утверждают, что сделать спор конструктивным совсем несложно. Для этого следует:
 
говорить не о самой проблеме, а о решении проблемы,
 
избегать обвинений, осуждений и критики,
 
не употреблять категоричные обороты "вы должны…", "никогда не…" и т. д.,
 
не использовать командный тон,
 
не вспоминать прошлые просчеты оппонента,
 
понять, чего хочет другая сторона,
 
говорить о своей точке зрения на истину, а не о том, что вам известна истина,
 
не позволять ссоре перерастать в личную неприязнь.
 
Кстати, исследование показало, что наиболее конструктивно конфликтуют айтишники, а наименее - банковские работники.
 
Не виноватые мы…
 
Почти половина опрошенных пытается разрешить конфликт самостоятельно (подробнее см. инфографику). Также истину могут искать с помощью начальства и коллег, а вот к специалистам по персоналу за помощью не обращаются практически никогда.
 
Практика показывает, что ссоры на рабочем месте в большинстве своем протекают относительно мирно. Более половины ограничиваются "обменом любезностями", а каждый восьмой и вовсе пытается разрешить ситуацию мирным путем. При этом в каждой 10-й компании конфликт - это фейерверк эмоций: скандалы, ссоры и бурные выяснения отношений. А пятая часть опрошенных живет в состоянии постоянного конфликта.
 
К счастью, до рукоприкладства дело на работе доходит редко. 9% могут ударить, но только в ответ, 3% полезут с кулаками, если их довести до белого каления, а каждый сотый честно признается: с таким забиякой, как он, лучше не связываться! 
 
Несмотря на все вышесказанное, винить себя в конфликте многие не спешат. Лишь каждый второй соглашается с тем. Более половины утверждают, что были зачинщиками ссоры, остальные либо только защищаются, либо вообще не участвуют в разборках.
 
Ищите компромисс
 
Проблемы и конфликты неизбежны на любой работе и в любом коллективе, говорит психолог Марина Деркач. Ведь все люди разные, и у каждого могут быть свои основания продолжать выяснение отношений сколь угодно долго. Но тут важно понимать: войти в конфликтную ситуацию легко, а вот выйти из нее уже сложнее.
 
Психолог напоминает: наиболее продуктивная (хотя и самая сложная) тактика разрешения конфликтов - компромиссы. Прийти к "общему знаменателю" бывает непросто, но при этом нарабатывается очень полезный навык - умение договариваться. Кстати, умные люди говорят: мастерство ладить с людьми приходит с усталостью от ссор.
 
Остается добавить, что достаточно распространенным мифом в сфере конфликтов является абсолютное убеждение в их негативной природе. Однако психологи считают, что негативным в конфликте является исключительно наша реакция на создавшуюся ситуацию. И если относиться к спору не как к соревнованию, в котором одна из сторон непременно должна выиграть, а воспринимать его как источник информации о различных точках зрения на проблему и способах ее разрешения, появляется возможность повернуть конфликт в другое русло. И это обязательно сработает на благо и участников спора, и всего рабочего процесса. 
 
Немало людей совершенно теряются, когда с ними начинают разговаривать на повышенных тонах, и потом долго не могут прийти в себя. Что же делать, если на вас вдруг принялся орать шеф? В такой ситуации психологи чаще всего советуют сказать что-то вроде "Извините, я в таком тоне не разговариваю" и гордо удалиться. Однако для многих даже эти несколько слов - непосильная задача. И здесь пригодится наш совет.
 
Итак, если шеф настроен агрессивно и путей отхода вроде бы нет, проделайте несложную манипуляцию. Уроните на пол папку с документами или ручку, закашляйтесь или скажите что-то совершенно отвлеченное, вроде "У меня в горле пересохло, мне нужен глоток воды". Практика показывает, что даже самая агрессивная атака в таком случае "захлебывается". 
 
Победители и побежденные
 
- Отвечая на вопрос, у кого больше шансов выиграть офисную войну - у того, кто обладает определенным набором качеств, или у того, кто ближе к начальству, я бы сделала ставку на личные качества, - говорит психолог Виктория Егорова. - Близость к шефу, конечно, может принести локальные победы, но войну выиграет только тот, кто может сделать это в принципе. Начать конфликт, вести его и выйти победителем - это непростое времяпровождение, требующее немало энергии и нервов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее успешными вояками являются холерики. Флегматикам больше свойственен тихий саботаж, сангвиники - люди доброжелательные, а меланхолики - просто страдальцы по жизни и им вряд ли стоит всерьез рассчитывать на победу.